Эта серия – впечатления художника Екатерины Ляшенко от поездки в город Благовещенск летом 2023 года на XIII международный фестиваль «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства».
Два города двух государств стоят на берегах Амура друг напротив друга: Хэйхэ и Благовещенск. Оба совсем рядом друг с другом, оба красиво отражаются в величественной реке, вместе встречают рассветы, а история их тесно переплетается.
На картине «Хэйхэ перед рассветом» изображен летний рассвет. Вспомнилась легенда о том, как большой верблюд и маленькая мышь поспорили, кто первым увидит восходящее солнце… Верблюд говорит: «Я большой, я первый увижу рассвет». А мышь с ним не соглашается. Встали они ночью караулить солнце. Верблюд смотрит на восток и ждет, а мышь залезла к нему на горб и смотрит на запад. Хитрая мышь знала, что восходящее солнце своими первыми лучами коснется вершин западных гор. Так и получилось: только первые лучики заиграли на горах запада, как мышь закричала: «Я вижу солнце!» и в этот момент верблюд увидел, как само солнце показалось на востоке…
– Так и мы с коллегой рассчитали момент и место восхода солнца. А в день летнего солнцестояния светило взойдет над северо-востоком. И первые лучики стали красиво играть на высотках Хэйхэ, от солнца, взошедшего над Благовещенском, – рассказывает Екатерина. – 22 июня, в 4 часа утра, день памятный и знаковый, у высоких берегов Амура было светло и безоблачно. Вдоль набережной совершали заплыв мужчины с флагом ВМФ, похоже ежегодно сюда приезжающие в этот день…
А с наступлением темноты два города преображаются. Готовятся к световому, представлению, по театральному красивому. Гуляешь по набережной и смотришь большую захватывающую картину – ночные огни противоположного берега, – вспоминает художник, рассказывая о произведении «В Хэйхэ спускается ночь».
– На отдельных участках поворотов Амура набережной Благовещенска – видны обе стороны. Китай весь в красивых ярко-красных огнях, оранжевых иероглифах в размер здания, колесо обозрения с видеопроекцией, захватывающие динамичные световые эффекты, – продолжает Екатерина Ляшенко. А российская сторона более строгая – преобладает торжественно белый и особо выразительно возвышаются высокие флагштоки с триколором – воплощение гордости и величия. Этот момент и показывает картина «На Амуре вечереет», которая как и предыдущие две представлены сейчас в художественном музее на выставке «Искусство Трансграничья».