Вспоминая мастера: Владимир Калашников

17 августа 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения замечательного забайкальского живописца Владимира Александровича Калашникова, внесшего большой вклад в культуру и оставившего яркий след в изобразительном искусстве нашего края. Давайте сегодня вспомним о нем.

Владимир Александрович Калашников родился в 1929 году в поселке Новоленино Иркутской области. Детство и юность художника были опалены пожаром войны. Пришлось оставить школьную парту и работать учеником токаря в депо, помогая взрослым ковать Великую Победу в тылу.

Автопортрет. 1961. Холст, масло. Из фондов ЗКХМ

Отец, Александр Николаевич, был высококлассным инженером и изобретателем, пользовался уважением на производстве. В семье Калашниковых была большая библиотека, и именно любимые книги пробудили в маленьком Владимире глубокий интерес к искусству. В суровые военные годы карандашом на плохой бумаге он иллюстрировал прочитанные повести и рассказы, рисовал портреты сверстников и взрослых. Спустя десятилетия Владимир Александрович вспоминал, что ощущать себя художником начал с самого детства.

Автопортрет. 1976. Холст, масло

Минуло лихолетье войны, и у юноши появилась возможность учиться любимому делу. В 1947 году Владимир Калашников поступил в Иркутское художественно-педагогическое училище, а после его окончания продолжил обучение художественному мастерству в Ленинградском институте живописи, графики и скульптуры имени Репина. Здесь судьба благоволила молодому живописцу: его педагогами были знаменитые мастера В.В. Соколов, А.А. Мыльников, профессор В.М. Орешников.

Михайло-Архангельская церковь в Чите. Холст, масло

Еще в годы учебы в Иркутском художественном училище Владимир Александрович познакомился со своей будущей женой, Августой Николаевной, коренной забайкалкой. В 1958 году молодые супруги решают отправиться жить и работать в Читу. С этого момента вся долгая и плодотворная творческая жизнь художника неразрывно связана с нашим краем.

Портрет Августы Николаевны Калашниковой. 1955. Холст, масло

Должность художника мастерских художественного фонда в те годы не позволяла сидеть, сложа руки. Непрерывно росли из земли новые здания, и нужно было оформлять их фасады и интерьеры. Одна из таких работ, порученная Владимиру Александровичу, стала настоящим символом нашего города – речь идет о знаменитом рельефе на фасаде гостиницы «Забайкалье».

Этот рельеф создавался к 50-летию Октябрьской революции. Художник сумел создать монументальное произведение, которое после стирания всех идеологических мотивов прошлых лет осталось важной и незаменимой частью облика города. Замечательно и то, что текст на рельефе принадлежит перу Г.Р. Граубина. В ежедневной суете проходя и проезжая мимо этого знакового произведения, мы ощущаем вечное движение из прошлого в будущее, к далеким, и пока еще не открытым горизонтам.

Владимир Александрович был искусным резчиком по дереву. Сегодня каждый читинец может видеть изящную резьбу, украшающую интерьеры кинотеатра «Удокан». Это тоже работа Владимира Калашникова. Однако живопись стала главным делом Владимира Александровича. Им созданы сотни работ, которые ныне хранятся в музеях и частных коллекциях не только в России, но и в США, Китае, Японии, Германии, Англии, Монголии и Южной Кореи.

Натюрморт с автопортретом, вырезанным по дереву. Холст, масло

Осенний пейзаж

С первых лет жизни в столице Забайкалья, Чите, Владимир Александрович буквально влюбился в красоту природы нашего края, и эта тема стала одной из главных в творчестве художника. Глядя на полотна Владимира Калашникова, мы видим Забайкалье в любое время года: в буйном весеннем цветении («Цветет черемуха», «Ива цветет»), в яркой летней зелени («В июньском небе», «Полдень», «Дорога на Ушмукан»), в золотых багряных тонах осени («Золотая осень на Читинке», «Ингода») и в снежном покрывале долгой забайкальской зимы («Зимнее утро»).

Цветет багульник

Зимнее утро

В осеннем лесу

Цветущий забайкальский багульник, символ нашего края, особенно часто вдохновляет художника. Вот его кусты полыхают над склоном таежной речки («Весна на Каменушке»), а на натюрморте «Весна света» скромная ветка багула распустилась яркими цветками в простой стеклянной вазе на подоконнике. Название натюрморта не случайно – он буквально дышит ярким светом весеннего дня, властвующего за оконным стеклом.

Весна света. Натюрморт

Пейзаж с багульником

Художник много путешествовал по Забайкалью, был страстным любителем охоты и рыбалки, и тема бытия человека среди природы тоже ярко звучит в его полотнах («У зимовья», «Охотничий натюрморт», «У бурового мастера»).

Охотничий натюрморт

У бурового мастера

Жанр портрета занимает в творчестве мастера особое место. Владимиром Александровичем созданы яркие, незабываемые образы наших современников, простых тружеников и выдающихся людей Забайкалья. Часто художник работал над образами людей творческих профессий, которые были ему близки и хорошо знакомы. Здесь портретное сходство не самоцель, художник выражает в своих полотнах глубокое личное отношение к людям, которые творят своими руками культуру и искусство края. С полотен Калашникова на нас сквозь время и пространство смотрят композитор Л.Г. Аверьянов, поэты Р. Филиппов и М.Е. Вишняков, художники А. Высоцкий и Л. Воронов, писатели Г.Р. Граубин и Н.Д. Кузаков.

Портрет композитора Леонида Аверьянова

Портрет доктора медицинских наук Бориса Кузника

Очень часто художник работал над портретами самых близких людей – жены Августы Николаевны, сына Александра, внучек Насти и Варвары. Спутник жизни, соратник и близкий друг, Августа Николаевна Калашникова, получившая образование в Иркутском художественно-педагогическом училище, более тридцати лет преподавала в ЦДХШ, воспитывая любовь к изобразительному искусству у нескольких поколений забайкальцев. С полотен Владимира Александровича она смотрит на нас, молодая, немного задумчивая, как настоящая муза, вдохновляющая художника на непрерывное служение Прекрасному.

Портрет жены.1960. Холст, масло

Сын живописца, известный забайкальский фотохудожник и журналист Александр Калашников, на портрете 1975 года предстает перед нами мечтательным юношей, стоящим в тенистом уголке сада у старенького забора. А вот другой портрет: здесь уже взрослый Александр изображен на фоне осеннего забайкальского пейзажа, в брезентовой куртке, с охотничьим патронташем на поясе и, конечно же, с фотокамерой, с которой он не расставался ни в городе, ни на природе.

Портрет сына. 1975. Холст, масло. из фондов ЗКХМ

Портрет Александра Калашникова. 1999. Холст, масло. из фондов ЗКХМ

В портретном цикле «Наши современники» кистью В.А. Калашникова запечатлены образы не только представителей творческой интеллигенции. Среди героев художника – медсестра С. Индиченко, сотрудник органов безопасности А.М. Чипизубов, профессор медицинской академии Б.И. Кузник, книгоиздатель Г. Богданов, почетный гражданин города З. Ельчина, директор овчинно-меховой фабрики, ветеран войны А.А. Рукин, телятница В. Зверобоева, заслуженный врач РСФСР В.Н. Лесков, машинист Голобоков.

Портрет книгоиздателя Г. Богданова

Портрет телятницы В. Зверобоевой

Разные люди, разные характеры, разные судьбы. Но в каждый образ мастер вложил частицу своего понимания, отношения к своему герою, сумел проникнуть вглубь каждой человеческой души. Через эти глубины В.А. Калашников показывает современникам человека-гражданина, творца своей судьбы.

Портрет писателя Георгия Граубина

Детство Владимира Александровича прошло в суровые дни войны, и всю жизнь он мечтал написать полотно-посвящение этим героическим дням. Внутренняя работа над сюжетом шла в душе многие годы. В 2005 году художник пишет картину «Год 1942. Ни шагу назад!» – произведение реалистическое, с трагическим подтекстом, в которое вложил все свое глубокое уважение к подвигу безымянного российского солдата.

Год 1942. Ни шагу назад!

Будучи в душе лириком, Владимир Александрович, в то же время, не чуждался в своем творчестве остроты социально-психологических и философских тем. Гласность, открывшая современникам многие темные стороны бытия общества в жестоком XX столетии, дала художнику импульс для написания своего программного произведения, – триптиха «Путь к коммунизму». Это социальный памфлет, через который живописец выразил свою гражданскую позицию, и глубоко философское произведение, рождающее в душе зрителя не только осуждение темных сил прошлого, но и надежду на будущее.

Сюжет центральной части триптиха далеко не однозначен, и в свое время он стал причиной бурных искусствоведческих дискуссий. Над разверзнутой бездной на красном полотнище с фашистской свастикой тело мертвого Христа держат фарисеи – среди них и роскошно одетая блудница, и офицер гестапо, и генерал НКВД, и «серые кардиналы», десятилетиями  ведшие народы в средневековое мракобесие вместо обещанного «светлого будущего».

Путь к коммунизму. Центральная часть триптиха

На правой части триптиха, «Допрос коммунистов», – заседание печально знаменитой «сталинской тройки»: перед палачами, одетыми в форму НКВД, стоят молодые супруги в луче света, и с минуты на минуту будет произнесен бесчеловечный приговор. Эта картина – памятник всем безвинно пострадавшим в темные годы сталинских репрессий.

Путь к коммунизму. Правая часть триптиха

Главная мысль художника выражена в третьей части триптиха. Оставив позади себя каменные монументы вождей, ряды колючей проволоки, дым и зарево пожаров войны, молодая мать с ребенком на руках, в сине-бирюзовом сиянии, идет вперед, и в этом образе зритель видит одновременно и Богоматерь, и символ вечного продолжения жизни, неизбежного торжества сил добра, света и созидания. Этот образ можно назвать главным философским завещанием художника грядущим поколениям.

Путь к коммунизму. Левая часть триптиха

Однажды в беседе с художником журналист Александр Федоров задал вопрос: «Куда идет Россия в вашем триптихе?». Ответ Владимира Александровича был однозначным: «Она выходит из мрака к свету». Художник осуждает в своем творении ложь и лицемерие минувшей эпохи, но твердо уверен в том, что, очистившись от всякой скверны, наша страна будет не мачехой, а любящей матерью для грядущих поколений. К сожалению, триптих «Путь к коммунизму», как и многие другие работы мастера, ныне находится за рубежом.

Очищение приходит через глубокую веру, эту же мысль художник выразил на полотне «Собор иконы Казанской Божьей Матери». Мы видим, как в золотисто-сиреневом небе над главным храмом Забайкалья проступил образ Богородицы с младенцем-Христом на руках, хранящий нашу землю от всех грядущих печалей и невзгод.

Собор иконы Казанской Божьей Матери

Владимир Александрович был мастером, искренне и глубоко влюбленным в жизнь. Что бы ни изобразила на холсте кисть художника – портрет современника, неповторимый забайкальский пейзаж, щедро накрытый стол с кипящим самоваром или ветку багульника в незатейливой вазе, – все это сделано с подлинным талантом и любовью.

Автопортрет

А еще это был человек необыкновенной доброты. Вот как отзывался о Владимире Александровиче его близкий друг, поэт и писатель Георгий Рудольфович Граубин: «Если провести вдоль его картин рукой, то вы почувствуете, как от них исходит тепло, они излучают доброту. Потому, что их автор – замечательный и добрый человек». Свет, постоянно горящий в душе, мастер переносил на полотно и щедро делился этим теплом с окружающими.

Говоря точнее, этим светом и теплом, любовью к жизни и людям мастер продолжает делиться с нами и сегодня. Потому, что жизнь художника продолжается в искусстве, и, глядя на полотна Владимира Александровича Калашникова, мы учимся глубокому пониманию Гармонии, Красоты и Любви.

Андрей Кодин

Фото Александра Калашникова