Рождество Христово – волшебный праздник, событие мировой истории, которое не оставляет равнодушным никого. Для художников это возможность прикоснуться к тайне Боговоплощения и передать его сюжет красками, как это сделал живописец и батикист, уроженец Балея Николай Протасов.
В нашем музее хранится его уникальная работа «Рождество». Художник, используя технику цветной линогравюры на бумаге, создал сюжетную композицию Рождества Христова, максимально приближенную к иконе. Он смог передать главную мысль и содержание Евангельского события, когда «всякое дыхание и вся тварь славит Господа», т.е. всё, созданное Творцом, восхваляет Его рождение на земле. Мы видим звезду среди облаков, сияющую как солнце, а исходящий от неё свет падает на художественный образ Богоматери с младенцем, людей, животных. На картине словно звучат строки молитвы: «Свет Христов просвещает всех!»
К свету направлены и путники. Согласно Евангельскому событию, это три волхва – Каспар, Мельхиор и Валтасар, которые шли за звездой, и она их привела в Вифлеем к яслям младенца Христа. Волхвы, вернувшись домой, стали христианами. Их духовное изменение художник передал красками. Прошлую жизнь символизируют горы в чёрном цвете, часть одежды, а лица, взгляд, положение тела – свет, духовную перемену волхвов. Состояние удивления и радости от чуда передал художник и на людях, обращённых на младенца.
Умело художник представил и серп луны – второе светило, ставшее дорогой для волхвов, т.к. именно ночью они шли и ночью Христос родился. Согласно Евангелию, Христос родился в пещере для скота и был положен в ясли. Своим дыханием животные Его обогрели.
О рождении Христа людям сообщили Ангелы. Они представлены лёгкими белыми штрихами, и в полёте всеми миру сообщают Благую весть, одновременно удивляясь чуду рождения Творца на земле.
Умелое сочетание чёрных, зелёных и жёлто-красных цветов, как и на иконе, символизирует соединение Неба и земли, тварного и нетварного мира в Рождестве Христовом.
Как и на иконе, главный акцент художник сделал на Богоматери с младенцем. Чтобы показать их святость, он использует золотой цвет, изображает над их головами нимбы и помещает на одр в виде мандорлы (миндалевидный овал – ореол святости, чистоты и целомудрия), что присуще иконографии. Но, в отличие от иконы, где младенец находится в стороне от Богоматери и она на Него не смотрит, т.к. родившийся принадлежит не ей, а всеми миру, младенец на картине расположен рядом с матерью и она свой взгляд направляет на него и одновременно на людей.