Елена Изместьева о жизни и творчестве

Всем, кто посещает ежегодные выставки Забайкальского отделения Союза художников России, выставки современного искусства «Мост через реальность» и другие показы, имя и работы талантливого забайкальского графика Елены Изместьевой хорошо известны. Накануне своего дня рождения Елена поделилась с нами своими мыслями о жизни и творчестве.

Елена Изместьева на открытии персональной выставки «Герои земли русской».
17 сентября 2021 года. Фото Андрея Кодина

– Елена Викторовна, первый вопрос, как говорится, «прямо в лоб»: почему именно графика, а не масляная живопись?

– Когда-то давно я писала и маслом, у меня даже была совместная живописная выставка с моей сокурсницей Ниной Елиной в городской картинной галерее. Нина – очень талантливая художница, многие помнят ее необычные и стильные работы, которые показывались в рамках первого проекта современного искусства «Мост через реальность». Уже много лет прошло с тех пор, как она уехала на родину, в республику Коми, живет и работает в Ухте. Мы продолжаем общаться.

Елена Изместьева рядом со своей работой «Осень» на открытии краевой художественной выставки.
Октябрь 2022 г. Фото Андрея Кодина

Однако вскоре я поняла, что, к большому сожалению, у меня нет условий для работы маслом, а так же нет места для хранения картин большого формата. У меня нет собственной мастерской, работать приходится в небольшой однокомнатной квартире. В таких условиях графика оказалась гораздо практичнее. Да и внутренне я больше тяготею именно к рисунку, графическое восприятие мира мне близко и понятно.

Елена Изместьева около своих работ.
Фото Андрея Кодина

– Расскажите о вашем пути в искусство, о людях, которые были вашими учителями и наставниками?

– Наверное, это прозвучит странно, но в детском саду и в школе я рисовала далеко не лучше других, и в основном коней. Люди у меня не очень получались, хотя я всегда над этим работала. А потом мама отдала меня в Центральную детскую художественную школу, где я училась с 1996 по 2000 год. Уроки Людмилы Ивановны Выходцевой, Сергея Николаевича Боровенского, скульптора Александра Даниловича Александрова и других педагогов много дали мне в плане профессионального мастерства.

Потом была учеба на факультете художественного образования в ЗабГПУ имени Н. Г. Чернышевского (ныне – ЗабГУ) с 2000 по 2005 год. Здесь одним из главных наставников был замечательный забайкальский живописец Сергей Михайлович Павлуцкий.

Елена Изместьева и Александр Ванькин.
Октябрь 2022 г. Фото Андрея Кодина

– После окончания университета вы некоторое время работали на кафедре. Не было желания стать преподавателем?

– Действительно, недолго я работала на кафедре художественного образования ассистентом. Но чувствовала, что преподавательская работа – не моя стезя. Всегда хотела творить сама, создавать что-то новое собственными руками. И тут внезапно произошла моя первая встреча с театром.

На должность художника-бутафора в театр «Лик» при Дворце искусств (ныне – краевая филармония) в 2005 году меня пригласили Андрей Сергеевич Подскребкин и Вера Вениаминовна Баева. Директором Дворца искусств в те годы была Марина Евгеньевна Саттарова, она сыграла большую роль в моей творческой судьбе, мы до сих пор дружим и сотрудничаем.

Марина Саттарова и Елена Изместьева.
24 марта 2023 г.. Фото Андрея Кодина

– С тех пор ваша работа с театральной сценой фактически не прекращалась?

– Да, это так. Во Дворце искусств я обрела еще одного мудрого и опытного наставника, – известного забайкальского скульптора, заслуженного художника России Елену Михайловну Дружинину. Горжусь, что рекомендации для вступления в Союз художников России в 2014 году мне вместе с Еленой Михайловной давали известные забайкальские живописцы Анатолий Васильевич Колчанов и Сергей Михайлович Павлуцкий.

Вольга Всеславьевич. 2020. Картон, акрил, гуашь, тушь

В 2008 году Дворец искусств реорганизовали в Забайкальский концертно-культурный комплекс, здесь в должности художника-оформителя я работала еще два года. А с 2010 по 2014 год я была художником-постановщиком театра национальных культур «Забайкальские узоры».

Наконец, в 2014 году я пришла работать на должность художника-декоратора, а после и художника-постановщика в ДШИ № 7 «Орешки». Здесь с детским театром Марины Евгеньевны Саттаровой «Белая ворона» я работаю до сих пор. Заведую художественно-постановочным цехом, выполняю всю необходимую работу, – от бутафора до постановщика.

Дикий кур. 2022. Цветная бумага, гуашь

Кроме того, неоднократно приходилось сотрудничать в качестве художника с Забайкальской краевой филармонией, театром кукол «Тридевятое Царство», драматическим театром им. Н. Березина. В прошлом году даже стала членом Союза театральных деятелей России. Так что театр – это и моя большая любовь, и судьба.

– Есть еще одно важное направление в Вашем творчестве – книжная иллюстрация. Расскажите об этом.

– Я вообще очень люблю читать, и в круг моего чтения входит многое, от детских сказок до старинных летописей. Люблю читать древнеиндийский эпос «Махабхарата», средневековые хроники, стихи поэтов Серебряного века: Блока, Гумилева, Ахматовой, Пастернака… И часто прочитанные книги рождают образы. Так что стать книжным иллюстратором, мне, видимо, было «на роду написано».

Моими рисунками оформлено несколько номеров забайкальского исторического журнала «Хронограф». Я являюсь финалистом международного конкурса иллюстраторов, организованного Российской государственной детской библиотекой. На этот конкурс я представила серию иллюстраций к известной сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Мне приятно, что эти иллюстрации высоко оценило не только жюри, но о моей работе тепло отозвались и потомки знаменитого советского детского писателя.

Придет серенький волчок… 2021. Цветная бумага, гуашь

В 2021 году меня пригласили участвовать в международном фестивале книжной иллюстрации и визуальной литературы «МОРС», проходившем в Москве. Наконец, недавно я закончила работу по иллюстрированию «Азбуки Забайкалья от А до Я». Это проект, реализованный при поддержке губернатора, Фонда развития Забайкальского края и софинансировании Фондом президентских грантов. Книга вышла в 2024 году, как в бумажном, так и в электронном варианте, она будет интересна школьникам и самому массовому читателю.

Рыжики. 2020. Крафт бумага, гуашь, тушь

– У вас как у художника, наверняка, есть любимые музеи и любимые картины?

– Да, любимый музей – Государственный Эрмитаж. Сокровищами, собранными в нем, можно наслаждаться всю жизнь. Но у меня там есть любимейшая картина: портрет актрисы Антонии Сарате, написанный Франсиско Гойей в 1811 году. Возле этой картины могу стоять часами, пока не выгонят! Ах, еще там совсем рядом находится шедевр Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». И тут тоже могу стоять бесконечно!

Из серии «Для победы над общим врагом» (о спасении в Забайкалье китайской армии в декабре 1932 года). 2020. Крафт-бумага, гуашь, тушь

– Вы – участник многочисленных художественных выставок. Расскажите об этом важном направлении вашего творчества?

– Начну с того, что сразу после окончания университета я стала участником международной художественной выставки «Чита-Цицикар» в Китае в 2006 году. С тех пор стараюсь показывать свои работы как можно чаще. Ежегодно принимаю участие в региональных выставках Союза художников России и выставках современного искусства «Мост через реальность». Мои персональные показы проходили в 2018 и 2021 годах. Выставка 2021 года проходила в стенах краевого краеведческого музея, она называлась «Герои земли русской». Кстати, недавно она экспонировалась в Нерчинском краеведческом музее.

Среди престижных выставок снова назову международный фестиваль книжной иллюстрации и визуальной литературы «МОРС» 2021 года. В 2022 году приняла участие в межрегиональной выставке Союза художников России, посвященной 77-летию Победы в Великой Отечественной войне, она проходила во Владивостоке. В 2023 году мои работы приняли участие в международном биеннале современного искусства, а с талантливым фотохудожником Максимом Федосеевым мы показали совместный проект «Они следят за нами» в краеведческом музее. Наконец, в нынешнем, 2024 году, участвовала во Всероссийской выставке Союза художников в Москве.

Елена Изместьева и Максим Федосеев. Краевой краеведческий музей.
Март 2023 г. Фото Андрея Кодина

– Наверняка, готовите работы для ежегодной региональной выставки Союза художников России 2024 года?

– Конечно. Это будут три работы, объединенные общей темой «Сказки о любви». Одна работа на тему русских народных сказок, вторая – по мотивам средневекового французского романа, а третья – мое прочтение восточной легенды.

– Как вы работаете, есть ли собственные секреты творчества?

– Во-первых, совершенно не терплю белую бумагу, работаю только на цветной. И, как это смешно не звучит, материалы для работы часто подбираю прямо на улице. Помните наших знаменитых художниц-примитивисток Тяпкину и Золотухину?! Они рисовали на всем, что попадалось под руку. Так же поступаю и я. Люблю упаковку от телевизоров и различной крупногабаритной бытовой техники. Однажды возле больницы выкинули много упаковок от новых матрацев. Я все скрутила в большой рулон и кое-как на себе унесла в мастерскую!

Коровейбус. 2021. Крафт бумага, гуашь, тушь

Чаще всего работаю гуашью, тушью, акварелью. Если есть вдохновение – на работу уходит не очень много времени. Главное – придумать и нарисовать в карандаше, а уж раскрашивать – это уже просто одно удовольствие!

Свои работы не дарю и не продаю. Люблю их, как собственных детей. Недавно сделала исключение для Забайкальского краевого художественного музея, подарила в фонд две работы «Хозяин тайги» и «Степь» после того, как они экспонировались на юбилейной выставке Забайкальского отделения Союза художников России.

Хозяин тайги
Степь

Работаю или в полной тишине, или слушаю музыку – по старинке, с кассетного магнитофона. Люблю советский и постсоветский рок – «Наутилус-Помпилиус», «Агату Кристи», Чижа, ДДТ… А еще совершенно не могу рисовать летом. Работаю только с сентября по май.

– Летом занимаетесь дачей?

– Да, совершенно верно. Дача у нас за Атамановкой на станции Дачная. Досталась еще от дедушек и бабушек. Простой участок, старенький засыпной домик. Одним словом, дача «советского» типа. Но мы вполне довольны, часто там ночуем вместе с дочерью. Гуляем, играем, купаемся. Люблю копать землю, но страшно не люблю полоть. Дача – это большая летняя радость, перед ней меркнет даже творчество.

– Расскажите о Вашей семье?

– Муж занимается строительством автомобильных дорог, лето для него – самое напряженное время работы. Поэтому совместный отдых получается организовать только зимой: ежегодно ездим в Байкальск кататься на горных лыжах. Дочь Женя еще маленькая, учится во втором классе. Вот с ней мы и хозяйничаем летом на даче.

– У вас есть хобби?

– Да, есть. Очень люблю смотреть фильмы прошлого века, особенно европейские, 30-70-х годов. Уважаю и старое советское кино. Особенно нравятся фильмы польских, румынских, венгерских сербских режиссеров: Гринуэя Питера, Серджана Драгоевича, Эмира Кустурицы и других мастеров кинематографа. Смотрю практически все в одной социальной сети, и иногда даже без перевода, если сюжет мне известен.

– С кем дружите из забайкальских художников?

– Мы близкие подруги с моей сокурсницей Ириной Бухоголовой. В университете наши мольберты всегда стояли рядом. Часто с Ириной приходится делить и крохотную мастерскую. Она необычайно талантливый человек, а теперь еще и единственный в Забайкалье профессиональный художник-реставратор. Недавно все мы были на открытии выставки одной картины, где Ирина показала отреставрированный шедевр Лазаря Семеновича Новицкого «Пограничники в гостях у бурят». Реставрация действительно выполнена на «отлично». А вообще у меня замечательные отношения со всеми читинскими художниками, со всеми общаюсь и всех уважаю и люблю!

Ирина Бухоголова и Елена Изместьева. Краевой краеведческий музей. Март 2023 г. Фото Андрея Кодина

– Спасибо, Елена Викторовна, за такую теплую и доверительную беседу о жизни и творчестве!

                                                                Беседовал Андрей Кодин