Сегодня, 24 февраля, день рождения отмечает известный забайкальский живописец и педагог, член Союза художников России Зорикто Ешиев
Имя Зорикто Ешиева хорошо знают все, кто интересуется живописью. Он постоянный участник многочисленных выставок, его работы всегда заметны и узнаваемы на ежегодных вернисажах Забайкальского отделения Союза художников России.
Зорикто Ринчинович – доцент кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна ЗабГУ, преподаватель отделения художественного искусства ДШИ № 3. В университете Зорикто Ешиев преподает историю дизайна, науки и техники, пропедевтику, проектирование и компьютерную графику.
13 февраля в Забайкальском краевом художественном музее открылась персональная выставка живописца, посвященная празднованию Белого месяца, «Добрый свет Сагаалгана». Мы попросили живописца рассказать о себе и своем творчестве.
– Зорикто Ринчинович, многие ваши работы выполнены в национальном стиле, и на открытие выставки вы пришли в великолепном бурятском национальном костюме. Расскажите, пожалуйста, о направленности своих работ?
– Я уже много лет ищу свой персональный художественный язык. Участие в международном всебурятском фестивале «Алтаргана» привело меня к знакомству с одним из древнейших жанров бурятской живописи «Буряад зураг», пришедшим из Индии и Китая в буддийские монастыри Монголии и России. Отличительной чертой этого стиля является особое изображение элементов пейзажа: облаков, гор, воды и огня. Для стиля «Буряад зураг» свойственны так же каллиграфичность рисунка, яркая цветовая гамма, тончайшая проработка деталей национальной одежды и лиц героев. В рамках жанра ведется поиск сюжетов, отражающих реальную действительность: быта, культуры, поучающих и созидательных смыслов в контексте философии буддизма.
– Любопытно, что на некоторых ваших работах заметно влияние кубизма и абстракционизма. Чем это обусловлено?
– Во время учебы в университете в одной из курсовых работ я углубленно изучал творчество русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. Вдохновившись его теоретическими трудами, я в качестве эксперимента начал пробовать осуществить синтез традиционной бурятской живописи и русского авангарда, в таком ключе была выполнена моя выпускная квалификационная работа в университете. Объединяя эти стили, я нахожу в творчестве нечто новое, что, на мой взгляд, до меня еще никто не делал. Синтез народного искусства и теоретических концепций авангардистов позволил мне выработать свою собственную манеру письма. Вы можете оценить это на таких моих работах, как «Улигершин» (народный сказитель-песенник), «Эжи» (портрет мамы), «Девочка с барашком», «Маленький наездник».
– В таком же ключе написан ваш эскиз к полотну по мотивам бурятского эпоса «Бальжин Хатун». А вот само большое полотно «Бальжин Хатун» 2016 года вы написали уже в чистом национальном стиле «Буряад зураг». Очень красивая картина.
– Спасибо. Сюжет о Бальжин Хатун стал темой моей выпускной работы в ВУЗе, научным руководителем был Нима Пурбуевич Пурбуев. Бальжин Хатун – княжна, предводительница хоринских бурят, национальная героиня. К созданию ее образа прибегали многие бурятские художники. Сказания о Бальжин Хатун можно прочитать в старых летописях, в научной и художественной литературе. Она была ханской дочерью, и под ее водительством 11 бурятских хоринских родов откочевали в начале XVII века из Монголии в Забайкалье, в район рек Онон, Ага и Тура. В честь Бальжин Хатун, защитницы и спасительницы бурят, в Агинском сооружен архитектурно-исторический комплекс. Я рад, что в моем творчестве тоже отражен образ этой легендарной представительницы бурятского народа.
– Зорикто Ринчинович, с чего начался ваш профессиональный художественный путь?
– Я вырос и учился в Чите, ходил в кружок рисования в Доме пионеров, занимался стрельбой из лука на стадионе СибВО. Однажды во время летних каникул я заметил в газете объявление о том, что в Агинской средней школе открывается специальный культурологический класс. Проект предусматривал обучение юных дарований по направлениям: музыка, живопись, театральное искусство. Помимо общеобразовательных предметов преподавался целый комплекс, нацеленный на развитие одаренных детей. Прочитав объявление, я, недолго думая, переехал жить и учиться в Агинское. Два года жил у родственников, параллельно занимался в детской школе искусств, где первой учительницей была моя тетя Римма Ринчиновна Ешиева. Школа искусств дала мне основные навыки и базу знаний, которые в дальнейшем помогли без труда поступить на отделение дизайна Читинского музыкального училища.
Путь в искусство не был коротким. Я окончил культурологический класс Агинской средней школы, детскую школу искусств имени К. И. Базарсадаева, отделение дизайна Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств) и факультет художественного образования ЗабГГПУ им. Чернышевского (ЗабГУ).
– Почему вы выбрали именно изобразительное искусство, как почувствовали тягу к живописи?
– Как и все дети, я всегда рисовал фигурки людей, домики, машины. Но в старших классах вдруг почувствовал, что мне это очень нравится! А через некоторое время понял, что я хочу этим заниматься в жизни всерьез и это будет моей профессией. Постепенно набирался опыта, и вскоре почувствовал, что могу показывать свои работы людям.
В 2001 году, когда я учился в 11 классе, Агинская школа искусств под руководством Риммы Ринчиновны Ешиевой принимала участие в конкурсе рисунка «Забайкальская палитра», который проходил в Читинском музыкальном училище. Я так вдохновился рисунками студентов, что решил поступать на отделение дизайна. Это был первый шаг на тернистом пути постижения профессии.
– В творчестве вы человек очень разносторонний, занимаетесь различными проектами. Расскажите, пожалуйста, о них?
– Да, кроме живописи и преподавательской деятельности я занимаюсь оформлением интерьеров, архитектурных фасадов – это моя специальность. В Чите есть несколько зданий, фасады которых разработаны по моим проектам. На фестивале «Алтаргана – 2012» я участвовал со своим проектом «Хрустальная юрта». Это был проект большого стационарного концертного зала. У меня есть множество разработок интерьеров, это очень интересная и важная работа.
– На ваш взгляд, живопись – это профессия или состояние души?
– Для меня живопись – это, в первую очередь, способ выразить себя, показать людям свои мысли и чувства. Каждая картина пишется в особом состоянии души, в особом настроении. Это волшебство — через каждую работу передавать зрителям будущей картины оттенки своего настроения, свои знания, размышления о жизни. Получается так, что долго вынашиваешь замысел картины внутри себя, а потом вдруг создаешь на холсте целый мир! Но если заниматься живописью всерьез, то это непременно станет и профессией.
– Что вдохновляет вас на создание новых полотен?
– Прежде чем начать творить самому, нужно изучать работы других живописцев, в основном, через работы других художников, читать книги о художниках, специальную литературу. Вдохновляют и беседы, общение с людьми. Но бывает и так, что замысел новой картины возникает внезапно и ниоткуда, как бы сам собой. Тут главное не упустить момент и сразу перенести идею на холст. Вдохновляет и красота забайкальской земли, просторы агинских степей, скачущие лошади. Творческими силами заряжаюсь в путешествиях по родному Забайкалью. Наш край богат историей и культурой, здесь живут замечательные люди, которые вдохновляют на создание новых и новых образов. Очень люблю Байкал, бываю на байкальских пленэрах. Художник обязан уметь находить красоту во всем и делиться своими открытиями с окружающими.
– Много времени нужно для создания новой картины?
– Как я уже говорил, определенное время нужно для того, чтобы «выносить» замысел полотна в душе. А когда картина уже полностью созрела для появления в этот мир, написать ее можно буквально за один день. Но это огромный выплеск духовной энергии, поэтому после написания требуется несколько дней для внутреннего осмысления и принятия новой картины. Бывает так, что работа над картиной откладывается на некоторое время, но рано или поздно я все равно встаю к мольберту и заканчиваю полотно. Картину «Девять дорог к просветлению» я пишу уже шесть лет, это очень серьезная тема, поэтому я не спешу. Она уже почти готова, остались последние штрихи.
– Вы преподаете в детской школе искусств. Что педагогу важно передать своим ученикам?
– Профессия педагога играет огромную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Необходимо воспитать у молодежи такие ценности, как любовь и уважение к родной земле, семье, материнству, доблесть и честь. Ну а передача профессиональных навыков – это дело само собой разумеющееся. В первую очередь нужно передать ученикам высшие ценности, без которых жизнь бессмысленна и невозможна.
– Кто были вашими главными наставниками в живописи?
– Прежде всего – замечательный забайкальский художник Владимир Форов. Мы занимались прямо в его мастерской, и я получил огромный опыт академической живописи. Имя Владимира Ивановича Форова навсегда ассоциируется у меня с понятиями благодарность, мастерство и преданность любимому делу. Вторым моим наставником в университете был известный забайкальский живописец и педагог Нима Пурбуев. Именно он научил меня выражать в живописи красоту и силу духа бурятского народа, и теперь это одно из главных направлений в моем творчестве. Я всегда с теплом и благодарностью вспоминаю Ниму Пурбуевича и весь преподавательский состав, «закаливший» меня в вузе.
– На выставке вы показываете не только живопись маслом, но и акварель. Насколько важно художнику владеть разными техниками?
– Я всегда старался работать в разных техниках, жанрах и стилях: в живописи, графике карандашом, акварели, гохуа, мозаике, портрете, пейзаже, сюжетной картине. Владею даже мастерством росписи сундука без трафарета в старобурятском стиле. Своим ученикам я всегда советую «набивать руку» на графике, учиться искусству рисунка, осваивать декоративно-прикладное искусство, которое дает в творческой жизни большие возможности. Но все же из всех жанров и стилей я предпочитаю масляную живопись и рисунок карандашом.
– Вы счастливый человек?
– Несомненно. Заниматься в жизни любимым делом – это и есть настоящее счастье. Профессия художника дарит внутренний мир и душевное спокойствие. Бывает так, что в жизни возникают проблемы, в душе копится негативная энергия, – но стоит подойти к холсту и начать работу, и на душе опять становится радостно и хорошо. Вспоминаю, что у меня была возможность пойти в медицину. Может быть, я и стал бы хорошим врачом, но по-настоящему счастлив бы не был. Поэтому советую молодежи слушать прежде всего свое сердце, и выбирать ту профессию, которая близка вашей душе, вашему внутреннему миру.
– Поздравляем вас, Зорикто Ринчинович, с праздником Белого месяца, Сагаалганом, с днем рождения, а всех любителей изобразительного искусства приглашаем на вашу персональную выставку в Забайкальский краевой художественный музей, которая продлится до 10 марта.
Беседовал Андрей Кодин