Карантинное творчество

Сегодня второй день акции #MuseumWeek. По предложению сотрудников Музея Гетти, всем предлагается принять участие в творческом челлендже – воссоздать произведения искусства, находясь дома. Однако этим не исчерпывается понятие #КультураНаКарантине. Ведь многие творческие личности продолжают создавать свои произведения и в такое трудное время. И так было задолго до эпидемии коронавируса.

Сразу нужно сказать, что дословно «карантин» – это «сорок дней». Именно на такой срок стали с XIV века задерживать на рейде суда, прибывавшие в Венецию. Ведь именно с корабельными крысами в Европу пришла Чёрная смерть. Зародившаяся в Центральной Азии эпидемия чумы в 1346 году достигла Крыма, а затем с генуэзскими кораблями разнеслась по европейским городам. Через два года она достигла столицы Тосканы, Флоренции. Болезнь пришла в город в марте и не прекращалась до сентября, убив не только множество людей, но и домашних животных. Напуганные горожане оставляли своих заражённых близких в брошенных домах. Церкви были завалены умершими, повсюду рыли братские могилы, в которые тела укладывались слоями. Деятельность торговых и ремесленных гильдий прекратилась, закрылись таверны и мастерские, оставались открытыми лишь церкви и аптеки. В городе умерло около 96 тысяч человек. В условиях этого хаоса Джованни Боккаччо начал работу над «Декамероном».

Декамерон
Д.У. Уотерхаус

Фактически, эта книга представляет собой собрание различных историй, часть из которых являются авторскими, другие – переработками сюжетов из «Метаморфоз» Апулея, сочинений отцов церкви, французских фаблио и восточных сказок, городских анекдотов и рассказов флорентийцев. Сюжетно же обрамляют их рассказы, которые ведут семь девушек и трое юношей. Они уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу в двух милях от города, чтобы спастись от болезни (традиционно считается, что это Вилла Пальмьери во Фьезоле). В этом месте они и ведут беседы – повествование начинается утром в среду, события длятся 10 дней, и в каждый день рассказано по 10 историй. Собственно поэтому «Декамерон» и получил такое название, буквально «Десятиднев».

Произведение Боккаччо, отчасти провокационное для своего времени (в частности, это была неприкрытая пародия на «Пир десяти дев» Мефодия Олимпийского), местами содержащий антиклерикальный посыл. Тем не менее, оно стало одним из известнейших произведений начинающегося Ренессанса, повествующего во многом о нравах обычных людей. Как отмечают  исследователи, Боккаччо «схватил живую, психологически верную черту – страсть к жизни у порога смерти».

Панорама Лондона со стороны Бэнксайда
1647

Чума возвращалась в Европу и после 1353 года, причём крупные вспышки в крупных городах происходили с завидным постоянством. Так, английские власти во время эпидемий 1592-94 и 1605-1606 годов были вынуждены ввести ограничения для жителей Лондона на посещение публичных мест, в числе которых оказались и театры. Как отмечают историки, из-за этого некоторым труппам приходилось уезжать из столицы и гастролировать по провинции, надеясь заработать там. Однако «годовая передышка» положительно сказалась на творчестве Шекспира, он успел создать пьесы «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир». Что касается последнего, одного из самых мрачных произведений автора, то исследователи отмечают, что на него могло сильно повлиять царившая обстановка: пустынные улицы и закрытые магазины, бегающие по улицам стаи собак, сиделки с красными посохами (чтобы все остальные держались от них на расстоянии), церковные колокола, бесконечно оповещающие о похоронах. Что-то похожее, кажется, происходит в обесцвеченном мире пьесы.

Хотя и в других произведениях можно увидеть отголоски и влияние эпидемий. В той же «Ромео и Джульетте» посланник от священника Лоренцо вовремя не успевает к Ромео именно по причине задержавшего его карантина.

Гравюра с изображением Томаса Нэша

Стоит отметить, что сам Шекспир столицы во время эпидемии, скорее всего, не покидал. А вот другой известный автор елизаветинской эпохи – Томас Нэш уехал из Лондона в деревню на самовольный карантин, чтобы избежать заражения в 1592 году. В добровольной изоляции он написал пьесу «Последняя воля и завещание Саммерса». В ней отражены и его переживания по поводу бушующей болезни; часть пьесы так и называется – «Литания во время чумы».

Пушкин в Болдино
А.В. Ванециан

Болдинская осень 1830 года считается самым плодотворным периодом в творчестве Пушкина. В сентябре поэт направился в родное имение, чтобы разобраться с делами, в том числе касающимися свадьбы. Однако период пребывания в Большом Болдино затянулся на 3 месяца. Причиной тому стала эпидемия неизвестной тогда в Российской империи холеры, которая была частью Второй пандемии холеры 1829-1851 гг. Из-за карантинов помещики, разъехавшиеся на лето по своим усадьбам, с наступлением холодов не могли вернуться в Москву и оказались запертыми в деревне. 

При этом надо отметить, что само пребывание на карантине в самом начале для Александра Сергеевича было в тягость, что и отразилось в таких стихотворениях, как «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Однако письмо невесты вскоре вернуло ему утраченное расположение духа. В последующие месяцы Пушкиным будут созданы одни из самых известных его произведений и несколько критических статей. Так сам он описывал свои достижения в декабрьском письме Плетнёву:

Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonymeр [речь идет о шуточной поэме «Домик в Коломне»]. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой Рыцарь», «Моцарт и Салиери», «Пир во время Чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся – и которые напечатаем также Anonyme [речь идёт о повестях Белкина].

Летом 1831 года, когда новая волна эпидемии холеры затронула не только Москву, но и Петербург, Пушкин напоминал Плетневу, утешая его после смерти Дельвига и близкого приятеля Плетнева Молчанова: «…хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Мол­чанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь всё еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».

Антон Матушевский, научный сотрудник