В первый день нового года свой день рождения отмечает известный забайкальский живописец, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Вячеслав Леонидович Скроминский.
Вячеслав Скроминский – коренной забайкалец. Он родился в Чите 1 января 1957 года. О том, что станет художником, знал с раннего детства. После окончания Центральной детской художественной школы поступил в Иркутское художественное училище, и, получив профессиональное образование, вернулся в Читу, где начал трудовую и творческую деятельность в Областном художественном фонде.
За несколько десятилетий художник создал огромное количество живописных и монументальных работ, внес большой вклад в развитие нашей культуры. Его заслуги отмечены почетным званием «Заслуженный деятель искусств Забайкальского края». Член Союза художников России с 1995 года.
Вячеслав Скроминский участвует в выставках любого уровня: краевых, зональных, республиканских, международных. Уже состоялось семь персональных выставок художника. Показы работ Вячеслава Скроминского прошли в Новосибирске, Иркутске, Пекине, Чень-Шуне и трижды в Чите. Произведения художника хранятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира.
Любители изобразительного искусства прекрасно помнят выставку, посвященную 60-летию со дня рождения художника, проходившую в сентябре 2018 года в Музейно-выставочном центре Забайкальского края (ныне – Художественный музей). Сегодня живописец продолжает творческую работу, которая требует полной отдачи сил, времени и профессионального мастерства.
Давайте поднимемся на пятый этаж дома, расположенного по адресу: ул. Островского, 28, находящегося рядом со зданием Забайкальской краевой научной библиотеки им. А. С. Пушкина и побываем в мастерской Вячеслава Скроминского, заглянем в «святая святых» храма искусства, где появляются на свет замечательные произведения забайкальской живописи.
– Вячеслав Леонидович, вы всю жизнь прожили в Забайкалье. Не было желания уехать? Расскажите о вашей семье.
– Я забайкалец в первом поколении. Папа был наполовину поляком, наполовину украинцем, мама – родом из Тулы. Судьба их свела в послевоенные годы в Чите, где отец проходил срочную службу.
А для меня Забайкалье – родной дом, покинуть который никогда и мысли не возникало. Люблю путешествовать, получать новые впечатления, но назад возвращаюсь всегда с большим нетерпением.
У меня четверо сыновей. Старший, Андрей, по профессии юрист, адвокат. Евгений окончил факультет дизайна Забайкальского университета, но работает не по специальности, ушел в сферу торговли. Роман и Захар — школьники. Супруга Елена – дизайнер, преподаватель детской художественной школы «Орешки».
– Как вы пришли в профессию? Кто были вашими учителями и наставниками?
– У меня было много замечательных учителей. Среди них, прежде всего, хочу назвать два имени. В детстве моим соседом был забайкальский живописец и фронтовик Василий Голубев, много лет возглавлявший Читинское отделение Союза художников СССР. Уже лет в шесть или семь я постоянно бывал у него дома и брал первые уроки рисования и живописи. Василий Нилович обучил меня началам профессии, и уже тогда у меня не возникало даже малейшего сомнения, чем я буду заниматься в жизни.
В средней школе № 1, где я учился, черчение и рисование вел известный забайкальский художник и педагог, фронтовик Юрий Петрович Кузнецов. Он тоже оказал большое влияние на мою судьбу. Имея таких наставников, я не мог не попасть в Центральную детскую художественную школу. Здесь моими учителями были А. В. Колчанов, Е. М. Дружинина, А. Н. Калашникова. Всем им я бесконечно благодарен за то, что они открыли мне дорогу в мир искусства.
– Потом было знаменитое Иркутское художественное училище, кузница художественных кадров и Иркутской области, и Бурятии, и Забайкалья?
– Да, я поступил в училище в 1972 году, в 14 лет, сразу после окончания 8-го класса средней школы. Конкурс был большой, несколько десятков человек на место, но основательная подготовка, полученная мной в школьные годы, позволила без труда его преодолеть.
– Кто были вашими педагогами, чем особенно запомнились годы учебы?
– Мне повезло, моими педагогами в художественном училище были известные советские живописцы Г. Е. Новикова, В. В. Тетенькин, В. Г. Смагин. Со мной учились ребята, которые стали сильнейшими художниками и сейчас уже считаются классиками отечественной живописи: Валерий Мошкин, Александр Шпирко, Сергей Коренев. К сожалению, их уже нет с нами. Все учились с азартом, с увлечением, получить «тройку» считалось недопустимым. Не случайно считается, что школа Иркутского художественного училища – одна из сильнейших в России. После окончания училища я еще год проработал в Иркутском художественном фонде, а потом вернулся в родную Читу.
– С забайкальским живописцем Николаем Орловым вас связывает многолетняя дружба. Когда она началась?
– С Николаем Константиновичем мы познакомились в Иркутском художественном училище, куда вместе поступили в 1972 году. Но Орлов сразу после поступления на два года ушел в армию, и поэтому я окончил училище раньше него.
Нас с Орловым связывает не только многолетняя дружба, но и тесное творческое сотрудничество. Много масштабных фундаментальных оформительских работ мы выполняли вместе. В 90-е годы оформили шесть забайкальских музеев, в том числе и областной краеведческий музей в Чите.
Многократно, не менее десяти раз, мы были с Николаем Константиновичем на Кодаре, на севере Забайкалья. Это одно из самых любимых наших мест, здесь появились на свет наши лучшие пейзажи. Мало уголков на земле может сравниться по красоте с неповторимым очарованием забайкальского севера.
Многократно работали с Николаем Орловым на Байкале. В 90-е годы нашим излюбленным местом была творческая дача Владимира Пламеневского в Листвянке. Мы порой проводили там все лето, и работали с огромным энтузиазмом и увлечением. Наши творческие интересы с Николаем Константиновичем всегда находятся в непосредственной близости, и часто тесно переплетаются.
– Вы член Союза художников России с 1995 года, в 1998-2001 годах возглавляли его Забайкальское отделение. Расскажите о роли Союза в жизни живописца, о проблемах и перспективах?
– Не могу отрицать большую созидательную, объединяющую художников роль Союза. В советскую эпоху далеко не каждый профессиональный художник мог в него вступить, Союз давал возможность получить собственную мастерскую, заказы на творческую работу.
И тогда, и в новую эпоху Союз дает художникам возможность общения, обмена опытом, помогает решать те или иные проблемы, организовывать выставки. Велика роль Союза в деле выявления талантливой молодежи, оказания молодым живописцам помощи и поддержки.
Для художника очень важно получать новые впечатления, общаться и работать с коллегами на пленэре. Неоднократно наши художники посещали академическую дачу в городе Вышний Волочек, Дом творчества «Байкал», многие другие замечательные по красоте места, где рождались на свет новые произведения живописи.
Проблемы у Союза, несомненно, есть. Прежде всего, это проблемы финансовые. Сегодня художникам стало очень трудно зарабатывать творчеством и не многие могут удержаться в профессии. Профессионалам почти непосильно содержать мастерские, ведь ежемесячно надо платить за отопление, электроэнергию, воду и аренду помещения. В этой ситуации очень актуальна любая помощь и власти, и меценатов, знатоков и любителей искусства.
Считаю, что, несмотря на все проблемы, у Союза есть перспективы. Творческие люди не должны быть полными одиночками, нужно общаться, поддерживать друг друга, и поэтому Союз художников всегда будет играть заметную объединяющую и созидающую роль для всех тружеников кисти и резца.
– Вы помните многих старых забайкальских художников. Расскажите, пожалуйста, о них?
– Это были замечательные люди, творцы и труженики. Почти все они были фронтовиками. И они не были карьеристами, а были порядочными людьми, никогда не стремились поживиться за счет других. С теплом могу вспомнить Александра Потипалова, Ивана Блохина, Владимира Кузина, Василия Никитина, Владимира Кодина, Лазаря Новицкого, Ивана Рудакова и многих других наших живописцев, светлая им память.
– В вашей мастерской много старинных предметов, большая библиотека, проигрыватель с акустическими системами и коллекция пластинок. Какую роль в вашей жизни играют книги и музыка?
– Читаю практически каждый день страниц по сто. Это могут быть Плутарх, Борис Акунин, Гоголь и многие другие писатели. С огромным удовольствием читаю русскую классику, мемуары, книги по искусствоведению. Иногда хорошие книги можно подобрать буквально на свалке. Если я книгу прочитал, не держусь за нее, могу подарить любому, кому она интересна.
Кроме классической музыки с удовольствием слушаю старый рок, – Битлз, Роллинг Стоунз, Пинк Флойд, Дип Пепл и другие легендарные коллективы, на творчестве которых мы выросли. Нравится творчество украинской группы «Океан Эльзы».
Старинные предметы появлялись в мастерской постепенно, часто это подарки друзей, а кое-что подобрано на свалках. У меня тут стоит старинный письменный стол со стульями, эта мебель помнит еще декабристов! Кисти хранятся на деревянных санках, сделанных без единого гвоздя, им тоже больше ста лет.
Старое фортепиано подарила художница Людмила Шаликова, древний шкаф – известный читинский фотохудожник Александр Леснянский. Иногда дарят старинные настенные часы, вазы, посуду, подсвечники, статуэтки, старые фотографии – все это находит в моей мастерской свое место. Старые предметы создают особую ауру, духовную атмосферу, помогают сосредоточиться на творческом процессе и вызывают живой интерес гостей.
– Наверняка в вашей мастерской не раз бывали известные творческие люди?
– Бывали, и не раз. В 2011 году на Забайкальский международный кинофестиваль приезжал замечательный актер театра и кино, народный артист РСФСР Алексей Петренко. Алексей Васильевич был в гостях в моей мастерской, сидел долго, часа три, и ему так понравилась атмосфера, что он говорил: «Лучше бы я был художником, работал в такой вот мастерской, читал книги и никуда не ездил».
Могу вспомнить еще одну памятную встречу. Однажды мою мастерскую посетили известные забайкальские поэты Михаил Вишняков и Виктор Балдоржиев. Гости были слегка навеселе и долго с азартом наперебой читали стихи. Покидая мастерскую, Михаил Евсеевич оставил автограф на деревянной свае, поддерживающей стеллажи. К сожалению, этот автограф не сохранился, но остались самые теплые воспоминания о замечательной встрече.
А был и курьезный случай. Однажды в Чите на гастролях был известный российский писатель и актер театра Евгений Гришковец, и в качестве культурной программы ему предложили заехать в мастерские к художникам. Но оказалось, что из-за каких-то старинных неприятных воспоминаний он терпеть не может живописцев! И наотрез отказался побывать здесь.
– Кто из классиков живописи наиболее близок вам? Ваша живопись очень реалистична. Никогда не было желания поработать в другом стиле?
– Очень люблю живопись старых мастеров, это прекрасная школа для любого живописца. Обожаю Рубенса, верхом психологического портрета считаю его «Портрет инфанты Изабеллы». С годами полюбил творчество австрийского художника Густава Климта, француза Анри-де-Тулуза Лотрека, других мастеров французской живописи.
Из отечественных художников люблю творчество Константина Коровина. Что касается моего стиля, то я действительно стремлюсь к наиболее точному изображению действительности. Если я попытаюсь писать абстракцию, у меня сразу возникнет ощущение, что я обманываю зрителя. Хотя я не считаю, что работать в жанре импрессионизма или других направлениях живописи проще. Но у каждого свой стиль, свое видение.
Мой излюбленный жанр – пейзаж. Забайкалье – это край удивительной красоты. Как отмечал писатель и геолог Р. А. Амосов, мы живем в парковой зоне сосновых лесов, и часто не обращаем внимания на то, какой красотой мы окружены.
Люблю писать окрестности Читы, Арахлей, Никишиху, Кручину. Но самыми любимыми местами остаются Кодар и Байкал. В жанре портрета отдаю предпочтение женскому психологическому портрету. В Нерчинском краеведческом музее хранится написанный мной портрет известного забайкальского золотопромышленника и мецената Михаила Бутина. В свое время выполнил серию портретов «Почетные граждане Читы» и «Градоначальники Читы». Иногда обращаюсь к жанру натюрморта, пишу цветы, экзотические предметы, в том числе из моей коллекции. Так появился на свет натюрморт «Старый чемодан». На одной из новых работ изображен наш забайкальский багульник.
– Есть планы новых выставок?
– Пока еще нужно наработать новый материал, поездить на пленэры, это требует времени и творческих усилий. В ближайшее время персональных выставок не планирую, но в перспективе они, несомненно, будут! И, конечно же, мои работы всегда можно увидеть на ежегодной краевой выставке членов Союза художников России.
– Спасибо, Вячеслав Леонидович, с нетерпением ждем появления новых работ, желаем здоровья, вдохновения и новых творческих открытий!
С живописцем беседовал Андрей Кодин