Александра Григорьевна Тяпкина входила в десятку лучших художников наивного искусства России, ее по праву называют «забайкальской жемчужиной». Она любила лето из-за буйства красок, оно вдохновляло и дарило безграничные возможности творить. К тому же, в июне она родилась.
В середине 80-х годов прошлого века в коллекции Музейно-выставочного центра Забайкальского края начал формироваться раздел наивного искусства, ставший музейной гордостью. Достойное место в коллекции заняли работы самодеятельной художницы Александры Григорьевны Тяпкиной.
Творчество этой удивительной женщины показало, как художник-самоучка может достичь высокого профессионального мастерства. За короткий промежуток времени имя Александры Тяпкиной стало известно не только в Чите, но и за пределами страны. Её произведения видели зрители на выставках в Польше и Германии. Имя нашей самобытной художницы можно встретить на страницах мировой энциклопедии наивного искусства.
Александра Тяпкина родилась 14 июня 1918 года в многодетной крестьянской семье в селе Базаново Александрово-Заводского района. После шести классов обучения в школе пошла работать. Была чернорабочей на Калангуйском руднике, уборщицей, помощником киномеханика, портнихой. И только в 48-летнем возрасте Александра Григорьевна попробовала писать акварелью в студии под руководством читинского художника Василия Порфирьевича Костионова в Доме народного творчества. В апреле 1966 года она случайно услышала по радио приглашение на обучение в заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской, на отделение живописи которого она и поступила. С этого момента для нее началась совершенно новая жизнь. Александра Григорьевна много ездила на семинары, в творческие командировки. Не раз была участником и дипломантом фестиваля самодеятельного творчества в Чите.
Первые работы Александра Тяпкина писала акварелью, а чуть позже обратилась к гуаши и темпере. Она переносила на бумагу и холст окружающую её красоту.
Работала очень долго, кропотливо, некоторые картины писала годами. Репродукции первых же ее работ были размещены в газетах, на обложках журнала «Самодеятельному художнику». В отзывах-рецензиях специалисты отмечали ее необычайный «декоративный дар», народную манеру, идущую от русского лубка. Работала Александра Григорьевна в жанре пейзажа, портрета, сюжетно-тематической картины и, конечно же, натюрморта. Написанные ею цветочные композиции продолжают пылать и поражать смелостью сочетания красок, переплетением ветвей, зелени и цветов.
Характерной чертой ее творчества является соединение спокойного созерцания, глубокой эмоции, некой декоративности и мягких тонов, рождающих на полотне поэтическое ощущение родной природы. Ее пышные, наполненные разноцветьем композиции, показывают не только красоту окружающей природной среды, но и мироощущение автора. Пытаясь показать зрителям неповторимость забайкальского многоцветья, Александра Григорьевна реалистически точно и тщательно прописывала все мелкие детали: тычинки цветов, мягкую ворсистость стеблей мака, прожилки листьев деревьев и растений, тонкие иглы лиственницы. Она продумывала композицию так, что вся плоскость картин заполнялась фантастическим узорным переплетением деревьев, цветов и фруктов.
Красовались цветы Александры Григорьевны и на головных платках. По эскизам художницы на Читинском предприятии художественных промыслов были выпущены сотни потрясающей красоты платков. Один из них экспонировался на триеннале уникальной ткани в Варшаве.
Александра Григорьевна оставила яркий след в истории изобразительного искусства нашего края. Репродукции ее работ можно найти в солидных художественных изданиях и альбомах.
Наталья Протасова
“Культура Забайкалья” №6 (457) // июнь 2020