Нежные и живые тона, сочные мазки красок, вышедшие из-под кисти художника — всё это в работах Владимира Ефимовича Кодина. Его пейзажи и натюрморты лишь на первый взгляд кажутся простыми и незатейливыми. В них запечатлена жизнь, её беззаботность и обыденность. С творчеством мастера можно познакомиться на выставке, которая проходит в Музейно-выставочном центре Забайкальского края. Там побывала и пообщалась с сыном забайкальского художника-фронтовика, Андреем Кодиным, корреспондент «Радио России» Ксения Осика.
Глядя на работы Владимира Ефимовича Кодина, трудно представить, что их автор участвовал в боевых сражениях и дважды был тяжело ранен — настолько лиричны и светлы образы природы в его работах. Вот на одной картине изображена ваза с нежными и хрупкими цветами. И это настолько живо, что даже лёгкий цветочный запах начинает мерещиться, стоит только всмотреться в холст.
Выставка посвящена сразу двум юбилейным датам — 95-летию со дня рождения художника-фронтовика и 75-летию со дня Великой Победы. Но среди картин Кодина совсем нет работ, посвящённых военной тематике, художник не любил вспоминать фронтовые годы войны и свою службу в армии. Сразу после войны живописец окончил восьмой класс и поступил в Иркутское художественное училище. Там и начался его творческий путь. Большинство работ Владимира Ефимовича хранится в домашней коллекции. Андрей Кодин, сын художника, в 2015 году впервые решил организовать выставку работ своего отца.
Андрей Кодин: «Подготовку выставки персональной начал очень давно, ещё в начале двухтысячных, потому что многие работы были в плохом состоянии, и реставрацию делал, и рамы, оформление. Искал работы, некоторые работы находил в коллекции других людей. Но в основном работы хранятся в нашей семье. Вот всю жизнь посвятил не только живописи, но и работал, конечно, как художник-исполнитель. В те годы очень много было оформительской работы. Десятками эти портреты всех наших партийных вождей, оформление кабинетов школ. В месяц по 30 портретов писал! К сожалению, творческих портретов в этой выставке почти нет. Вот два портрета моего старшего брата, маленький совсем. В 78 году в курорте Молоковка, отец каждый год ездил как инвалид войны».
Как отметил Андрей Кодин, иногда работы отца было достаточно сложно найти. Дело в том, что некоторые из них находились в частных коллекциях, какие-то подарены друзьям и знакомым. Одна из картин живописца хранилась даже у знаменитого писателя Александра Твардовского. В благодарность за работу писатель подарил Владимиру Ефимовичу подписанный экземпляр книги.
После окончания художественного училища Кодина направили работать в Читинский областной художественный фонд. Там Владимир Ефимович трудился до последних дней. Сын художника, Андрей Кодин, вспоминает, как отец творил и работал.
Андрей Кодин: «Я помню, что он постоянно сидел за мольбертом, я постоянно помню. Либо он работает где-то, но он постоянно сидел за мольбертом. На творческую работу у него, к сожалению, не было времени. Художественный фонд во многом же рутиной загружал, заказ на творческую работу получали только члены Союза художников. У него не было отдельной мастерской. У нас очень большой дом, пространство, как говорится, позволяет. Помню, конечно, мольберт этот старый его. Я после его смерти всё, что было, раздал художникам: мольберт отдал кому-то, этюдники отдал, Анжелике Валерьевне достались кисти. У нас пионы прямо огромным пышным букетом цветут. Как только они зацветают, папа сразу ставил букет на стол. Вот это дома прям написано. Или вот пейзаж это, диптих, это вид прямо из окна нашего дома».
Владимир Кодин не только рисовал на холсте. Ежедневно горожане проходят мимо других его работ — памятных и мемориальных досок. Владимир Ефимович много работал с камнем, делал таблицы и доски. Одна, с указом о награждении Читинской области орденом Октябрьской революции, находится на пересечении улиц Бутина и Ленина. Также художник участвовал в создании памятника лётчику-герою Рахову.
Одна из последних работ художника тоже была сделана на камне в мемориальном комплексе, посвящённому памяти воинам, погибшим на боях на реке Халхин-Гол. Андрей Кодин поделился воспоминаниями, как его отец работал с этим памятником.
Андрей Кодин: «Я помню на москвиче нашем возил папу прямо туда. На улице, прям на мемориале эту надпись делал».
Кодин не любил носить свои награды — ордена и медали, но его сын вспоминает, что отец всегда прикреплял к лацкану пиджака значок общества охраны памятников.
Сейчас работы художника представляют особую ценность — именно они показывают ту природу и отражают видение мира, которое было у людей полвека назад.
Марина Вагина, научный сотрудник научно-выставочного отдела Музейно-выставочного центра Забайкальского края: «У него была прекрасная профессиональная основа и, несмотря на то, что он работал в художественном фонде как художник-оформитель, он постоянно обращался к творчеству. Его интересовали разные жанры, и на выставке, которая представляет его творчество разных периодов, здесь есть ранняя работа, относящаяся ещё к 1947 году, ещё до обучение в Иркутском училище. И 60-е, 80-е годы мы можем представить по произведениям, а их 90, его творческое лицо, его предпочтения. Владимир Ефимович работал творчески, но, к сожалению, не так много работ осталось, чтобы мы могли сделать более обширную выставку, хотя 90 работ это, конечно, приличное количество для того, чтобы составить представление о творческом лице автора».
Не зря говорят, что художник пишет так, как видит этот мир. И работы, которые можно увидеть, придя на выставку, посвящённую жизни и творчеству Владимира Кодина, рассказывают об особом восприятии мира живописцем. И это восприятие не было обезображено ужасами войны и потерей близких. Он ценил красоту природы и саму жизнь.