Певец забайкальской старины

12 октября день рождения отмечает один из самых ярких забайкальских живописцев, член Союза художников России, старейший преподаватель факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета Сергей Михайлович Павлуцкий

Сергей Михайлович Павлуцкий.
Фото Алексея Мясникова

Для каждого забайкальца, хотя бы немного интересующегося изобразительным искусством в нашем крае, имя Сергея Павлуцкого, безусловно, хорошо знакомо. Художник с 1985 года участвует в выставках разного уровня – областных, краевых, зональных, региональных, международных, и его работы неизменно привлекают самое пристальное внимание и любителей, и профессионалов. На ежегодных показах работ Забайкальского отделения Союза художников России, как правило, мы обязательно видим одно масштабное полотно кисти Павлуцкого, и пройти мимо него, не задержавшись, практически невозможно.

Сергей Михайлович Павлуцкий.
2015. Фото Андрея Кодина

Сергей Михайлович Павлуцкий – мастер жанровой, бытовой, философской картины. Многие его полотна – это многофигурные композиции, наполненные динамикой, дыханием жизни и истории, размышлениями о путях и судьбах земляков. В этом контексте, несомненно, Павлуцкий – один из самых ярких, вдумчивых и значимых живописцев в современном изобразительном искусстве нашего края.

Московский тракт. 2013. Холст, масло. ЗКХМ

Родился Сергей Михайлович в Бурятии, в деревне Шаралдай Мухоршибирского района. Деревня эта – старообрядческая, именно поэтому духом и культурой семейских буквально пропитаны многие полотна художника.

С раннего детства он был приучен к тяжелому крестьянскому труду, да и мог ли деревенский мальчишка не помогать родителям? Творческий дар передался Сергею от отца, который неплохо рисовал и мечтал, чтобы сын стал художником. Но вот беда, в Шаралдайской школе не было профессионального учителя рисования, и этот предмет вел учитель математики.

Августовское утро. 1994. Холст, масло. ЗКХМ

Однако настоящий талант способен преодолеть любые преграды. Сергей много и с удовольствием рисовал сам, копировал книжные иллюстрации, «набивая руку» на любом интересном изображении, и уже в школьные годы твердо знал, что его дальнейшая жизнь непременно будет связана с искусством. После школы Сергей Михайлович решил поступить на художественно-графическое отделение педагогического училища г. Улан-Удэ, и в 1974 году успешно его окончил.

Отслужив в армии, Павлуцкий вернулся на малую родину и начал свой трудовой и творческий путь в художественной мастерской п. Мухор-Шибирь. Это была часто рутинная, но помогавшая развивать профессиональные навыки работа: оформление клубов, школ, детских садов и других учреждений.

И снова осень. 2014. Холст, масло

Художник понимал, что для профессионального и творческого роста необходимо продолжить учебу, и в 1978 году поступил на факультет живописи Дальневосточного института искусств. Получив диплом профессионального живописца, из нескольких предложенных мест работы решил выбрать Читу, наиболее близкую к родной Бурятии. Тогда Сергей Михайлович еще не знал, что Забайкалье станет его второй родиной.

Начало марта. 1990. Холст, масло. ЗКХМ

Первым местом работы в качестве профессионального педагога стало художественно-оформительское отделение Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств). Уже в те годы в творческой жизни Сергея Павлуцкого четко обозначились два важнейших направления – живопись и педагогическая деятельность.

В 1989 году Сергей Михайлович перешел на работу в Читинский художественный фонд, здесь он работал в трудные 90-е годы. А с 2001 года по настоящее время Сергей Павлуцкий – преподаватель художественно-графического отделения факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета.

Суслоны. 2002. Холст, масло. ЗКХМ

Доцент кафедры теории и истории культуры Сергей Михайлович в университете человек уважаемый и незаменимый. Он председатель художественного совета факультета, председатель оргкомитета Забайкальского биеннале. Преподает такие дисциплины, как живопись, цветовую гармонию, цветоведение и колористику, индивидуальный стиль в искусстве и дизайне, композицию и другие науки, необходимые каждому профессиональному художнику.

Портрет деревенской девушки. 1994. Холст, масло. ЗКХМ

За многолетний творческий и педагогический труд Сергей Михайлович отмечен целым рядом наград и поощрений. Он член Союза художников России с 1989 года, лауреат премии «Чита-триумф» 1993 года за серию картин о жизни забайкальской деревни. В 2017 году педагогу и живописцу присвоено звание «Заслуженный работник культуры Забайкальского края».

Портрет матери. 1996. Холст масло. ЗКХМ

Весной 2019 года в Забайкальском краевом художественном музее состоялась персональная выставка работ Сергея Михайловича Павлуцкого, на ней читинцы увидели более пятидесяти масштабных полотен художника. Главная тема для живописца – жизнь забайкальской глубинки. Заботы, радости и чаяния сельчан близки и понятны живописцу с детства.

– Сюжеты для большинства своих картин я еще в далекой молодости находил, не выходя за пределы родительской усадьбы, – говорит Сергей Михайлович. – Там меня вдохновляло абсолютно все, и даже на чердаке, набитом старыми вещами, однажды мне удалось написать оригинальный натюрморт.

Бабье лето 90-х. 2015. Холст, масло.

На картинах Павлуцкого мы видим не только образы родного Шаралдая, но и знаменитые забайкальские Торейские озера, скалы Адун-Челона, разные заповедные уголки нашего края. Тематические полотна, пейзажи и портреты – всеми этими жанрами художник владеет в совершенстве.

Вот что пишет о творчестве Павлуцкого забайкальский журналист Алексей Мясников: «Для художника вдохновение необходимо как воздух. Порою его поиски проходят долго и мучительно. Некоторые мастера отправляются в дальние странствия, экспериментируют, стараются испытать новые ощущения. Однако и сама жизнь иногда подсказывает им, что источник творческого озарения всегда рядом: в капле росы, в чистом дыхании родных полей, в деревенских избах. Это хорошо известно художнику Сергею Михайловичу Павлуцкому».

Соло на баяне. 2020. Холст, масло

Заботы, чаяния, печали и радости сельчан Павлуцкий показывает на примере жизни своих земляков и родственников, односельчан и близких людей. На его полотнах мы видим пастуха верхом на лошади, крестьянина, собравшегося открыть ворота, девушку, которая загоняет корову в ограду и многие другие детали сельской жизни, которые близки и понятны живописцу.

Давайте взглянем на одно из полотен художника, ныне хранящееся в фондах Забайкальского краевого художественного музея. Оно называется «Осень. Портрет родителей». С большой любовью и уважением Сергей Павлуцкий запечатлел самых близких людей. Пожилой отец вынес во двор деревянные оконные рамы, где их моет мать.

Родители готовятся к холодной сибирской зиме, утепляют добротный деревенский дом, пока ещё пригревает солнышко и бабье лето радует последними теплыми деньками. Рядом со стариками художник изобразил их маленькую внучку, катающуюся на велосипеде. Это дочка художника, гостившая в деревне у бабушки и дедушки.

Осень. Портрет родителей. До 1986 года. Холст, масло. ЗКХМ

Казалось бы, такой простой сюжет, но как много художник сказал зрителю средствами живописи! Мастер говорит нам о неразрывной связи поколений, о том, что будущее всегда вырастает из прошлого, где хранятся наша культура, традиции, обычаи.

Неизгладимое впечатление на зрителя производит и полотно «Повечерица», показанное Павлуцким на отчетной выставке Забайкальского отделения Союза художников России осенью 2022 года. Вся семья старообрядцев, от мала до велика, стоит на вечерней молитве, а от свечей иконостаса повсюду разливается таинственный теплый золотистый свет. Жарким огнем дышит печь, как символ домашнего тепла и уюта, а за окнами лютует зимняя стужа. Парящие под потолком ангелы удерживают страницу из книги с текстом вечерней молитвы…

Повечерица. 2022. Холст, масло

Жизнь, быт культура семейских – это сама жизнь живописца Павлуцкого, и на этом великолепном полотне мастер щедро делится своей любовью к предкам с земляками.

Поздравляем замечательного живописца и педагога с днем рождения, желаем Сергею Михайловичу крепкого здоровья и сил на пути к новым творческим горизонтам!

Станислав Мосин и Сергей Павлуцкий.
Фото Андрея Кодина

Андрей Кодин