Артур Фонвизин был участником практически всех значительных художественных объединений России начала ХХ века. Живописец-символист в начале творчества, в конце 1920-х годов обратился к акварели, ставшей для него призванием на всю жизнь. Техника акварели очень сложная: надо заранее знать, как поведет себя краска, куда потечет, в каком оттенке соединится с другой. Рука должна быть точна, как у снайпера, движения виртуозны.
Артур Владимирович открыл новую акварель, создав свою неповторимую «фонвизинскую» технику. Это «мокрая» акварель с мерцающими, словно переливающимися красками, тонкими переходами и свободным ритмом цветовых пятен. Писал он сразу цветом, без наброска карандашом, «набирал» цвет прямо работе, превращая ее в палитру – кое-где оставлял чистый лист бумаги, где-то рисовал кистью… Так появлялись цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом женские портреты.
Его нежные и трепетные, светлые и прозрачные акварели поражают изысканностью цвета и артистизмом исполнения. Таков и портрет Аллы Беляковой – «самой любимой ученицы» и музы. Он был создан в 1949 году. В нём художник смог передать очарование и красоту своей ученицы, которые производили в сочетании с её умом и талантом удивительное впечатление на окружающих.
Сама же Алла Белякова, позируя, с восхищением наблюдала виртуозное мастерство учителя. Фонвизин брал в руку штук двадцать разных кистей и стремительно писал, выхватывая из горсти одну за другой. Его сравнивали с оркестром, говоря, что он играет на своих кистях, как на инструментах. Артур Фонвизин был виртуозом акварели, умел находить во всём прекрасное и всю жизнь оставался истинным «рыцарем красоты».
P.S. Эти выходные – последние, когда у вас есть возможность посмотреть его работы на выставке «Артур Фонвизин и Алла Белякова. Учитель и ученица» в МВЦ.