28 декабря 1895 года в подвале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый кинопоказ. Широкой публике был продемонстрирован десяток короткометражных картин. С тех пор эта дата навсегда связана с синематографом, искусством, которое развивается и совершенствуется уже более ста лет, постоянно привлекая внимание зрителей ко всем моментам съемочного процесса.
Сейчас никого не удивить бэкстейджными съемками, но мало, кто видел целые картины, что посвящены кинематографическому закулисью. Их автор – Анатолий Иванович Иванасенков, более известен как художник-график, но в коллекции МВЦ хранятся два его живописных произведения.
Первое иллюстрирует один из моментов работы над второй серией «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Как и многие другие картины тех лет, эта постановка не была лишена определенной театральности, пафосности, гиперболизированности. Это касалось не только актёрских образов, но и изображений на декорациях, что представляли росписи средневековых русских храмов. С помощью цветового решения, выбора угла зрения автор ещё больше подчеркивает это обстоятельство.
Вторая картина запечатлела момент съёмок другого фильма – «Братьев Карамазова». Трёхсерийная экранизация классики станет для режиссёра Пырьева последней работой в карьере, и завершать её будут уже исполнители главных ролей. От того чувствуется скованность его действий. Та небольшая площадь, которую занимает его фигура на полотне (по воспоминаниям коллег Пырьева назвать его стиль работы на площадке «спокойным» нельзя было), выступает противовесом энергичному персонажу Ульянова.