На открытии юбилейной выставки забайкальского живописца В.И. Форова 7 декабря 2011 года ко мне подошел известный забайкальский коллекционер живописи Анатолий Николаевич Буданов и спросил: «Вы случайно не сын читинского художника Кодина?». Услышав утвердительный ответ, он сказал: «В моей коллекции есть натюрморт кисти Вашего отца, я приобрел его в 1973 году. Заходите ко мне, я покажу много уникальных работ забайкальских живописцев».
Между этим разговором и нашей следующей встречей прошло несколько месяцев. И вот, наконец, я звоню в дверь квартиры Анатолия Николаевича. Однокомнатная квартирка заставлена шкафами с книгами, на полках – небольшие работы маслом читинских художников, среди которых легко угадывается кисть Форова, Завьялова, Голубева, Рыжова….
— Я вообще-то не читинец, – начинает рассказ о себе А.Н. Буданов. – Окончив в 1971 году Хабаровский политехнический институт по специальности «Автомобильные дороги», я проходил службу в дорожных войсках, мы строили автодорогу от Байкала до станции Посольская.
В 1974 году я приехал в Борзю, с ней связано 37 лет моей жизни. Был прорабом, старшим прорабом, главным инженером ДРСУ. Нами в 70-е годы построен участок трассы от Борзи до Харанора.
В 80-м году ушел на партработу. Работал в Борзинском горкоме партии инструктором и заведующим промышленно-транспортным отделом. Учился в Высшей партийной школе в Новосибирске. С 1985 года – II секретарь Борзинского горкома КПСС.
Грянула перестройка, смена кадров. Перешел на работу в администрацию Борзинского района. Был председателем комитета по управлению имуществом. На пенсию ушел в 2011 году с должности заместителя главы администрации района по социальным вопросам.
Казалось бы, работа, очень далекая от искусства. Но одно дело – работа, другое – зов сердца. С юности у Анатолия Николаевича проснулся глубокий, неподдельный интерес к живописи, всем видам художественного творчества, высокому искусству.
— Куда бы ни заносила судьба, – в Хабаровск, Новосибирск, Душанбе, Ташкент, Владивосток, Магадан, Иркутск – повсюду я старался обязательно посещать художественные музеи и выставки. Уже с начала 70-х начала складываться моя библиотека по живописи и другим видам изобразительного искусства, – продолжает рассказ мой собеседник. В начале 1973 года я недолго был в Чите и посетил ежегодную областную выставку забайкальских живописцев, которая проходила в фойе драматического театра. Там мне очень понравился натюрморт В.Е. Кодина «Весна». Решил приобрести его у художника. Нашел Владимира Ефимовича в мастерской художественного фонда по улице Фрунзе, 9, и купил картину за 60 рублей – деньги по тем временам немалые – моя зарплата была 140 рублей.
Так сложилось, что этот натюрморт стал первой картиной в ныне обширной коллекции живописи забайкальских художников, принадлежащей Анатолию Николаевичу Буданову.
Коллекционер достал из шкафа натюрморт, написанный много десятилетий назад. Мое сердце слегка сжалось, ибо в подсознании образ этой работы отца оставался все эти годы, ведь, будучи ребенком, я явно был свидетелем ее создания.
Натюрморт написан дома, у окна. Я узнаю даже салатный цвет стен – именно такими они были в начале 70-х. На столе стоит хрустальная ваза, в ней свежая зелень веток лиственницы и боярышника, несколько желтых маков. Эта ваза и ныне цела и невредима, стоит в серванте. Лиственница и боярышник все так же зеленеют в палисаднике за окном. Я закрываю глаза, и вижу, как отец работает у мольберта. Мне скоро будет семь.
Пережив мгновение возвращения в детство, я достаю фотоаппарат и делаю снимки натюрморта. Делаю даже предложение о покупке отцовской работы, но коллекционер отвечает многозначительным молчанием. Через несколько мгновений Анатолий Николаевич продолжает свой рассказ.
— За годы работы в Борзе я часто ездил в Москву, Ленинград, Воронеж, посещал Третьяковку, Пушкинский музей, Русский музей, Эрмитаж, подмосковную усадьбу Мамонтова и многие другие известные комплексы, знакомился и общался с отечественными художниками.
В начале 90-х грянула инфляция, деньги дешевели на глазах. И тут пришла мысль, – продолжать покупку картин забайкальских художников, вкладывать деньги в произведения живописи и тем самым помогать в нелегкое время людям искусства. Это было лучшее вложение средств! – говорит мой собеседник.
Именно тогда в коллекции Анатолия Буданова появились две работы известного забайкальского живописца Яна Шплатова. Анатолий Николаевич извлекает эти два довольно больших полотна и ставит их на свет.
Мягкая кисть Шплатова узнается с одного взгляда. На одном пейзаже изображена долина Ингоды с идущим на переднем плане товарным поездом и с характерными забайкальскими сопками на дальнем. Второй пейзаж изображает излучину реки с деревушкой на косогоре, на берегу гуляют дети и взрослые, неподалеку пасутся коровы. На чистое небо медленно наползает грозовая туча. Лето.
— И все же больше всего в моей коллекции работ заслуженного художника России В.И. Форова, – продолжает коллекционер. – Дело в том, что с Владимиром Ивановичем нас связывала многолетняя дружба. А началось с того, что однажды на выставке, которая проходила в ОДОРА, я приобрел один из «бамовских» пейзажей художника.
Эта работа, «Первый снег на Кодаре», написанная в 1985 году, немедленно извлекается на свет. Буроватые краски забайкальской осени, редкие лиственницы покрыты золотом хвои, блестит речушка, и седой Кодар уже усыпан снегом. Кисть Форова немного грубоватая, твердая, уверенная. Настоящий шедевр забайкальского живописца.
— После я неоднократно приобретал работы Владимира Ивановича, а в 2004 году решил организовать для читинских художников выезд на пленэр в красивейшие места – урочище Адун-Челон в 50 километрах от Борзи.
Кроме В.И. Форова, в той поездке приняли участие художник Г.В. Малиновский и фотохудожник А.А. Леснянский. Мы прожили в Адун-Челоне больше недели, жили в большой палатке, художники писали пейзажи с натуры, а Александр Абрамович, снимавший пейзажи тогда еще на пленку, отснял 15 пленок за 4 дня, – говорит коллекционер.
Собственно говоря, за последнее десятилетие Анатолий Николаевич стал уже не просто коллекционером, а вдохновителем живописцев, их надежным другом и помощником на нелегком пути искусства.
Традиция выезда на пленэры в короткое забайкальское лето стала ежегодной. В 2005 году состоялась поездка на Торейские озера, в которой приняли участие живописцы Л. Рыжов, В. Кандалов, И. Елисеев. По имени старейшего художника Забайкалья Валентина Васильевича Кандалова компания в шутку стала себя именовать «Кандаловским кружком».
Кроме художников, в эту компанию влились забайкальские любители живописи, коллекционеры и меценаты В.П. Буянов, А.А. Большедворов, А.Ф. Беспечанский. Так образовался еще один кружок, называвший себя «4Б» (Буданов, Буянов, Большедворов, Беспечанский).
В 2006 году состоялась творческая поездка в Акшу, а во второй половине лета – в старинные села Калинино, Курунзулай и Шивки. Именно тогда три утра подряд с натуры В.И. Форов писал старинную 300-летнюю церковь в селе Калинино, и специально для коллекции А.Н. Буданова сделал повтор этой работы.
— У меня в коллекции есть так же пейзаж с церковью в селе Калинино кисти Л.С. Рыжова, – говорит Анатолий Николаевич. – Тут храм показан сбоку, в зимнее время, вокруг него кипит оживленная сельская жизнь, а не царствует нынешнее запустение. – Это также авторский повтор работы, сделанный художником по моей просьбе в 2003 году.
В 2007 году состоялась поездка художников А.А. Ванькина и В.И. Форова в устье реки Онон, а именно в то место, где Онон сливается с Ингодой, образуя реку Шилку.
— В этом красивейшем уголке Забайкалья Форов написал целый ряд своих работ, – рассказывает коллекционер. – Владимир Иванович был человеком высочайшей культуры. Немногословный, неприхотливый в быту, готовый спать в простой палатке и питаться скромной пищей полевой кухни, он непрестанно работал, создавая замечательные пейзажи.
В 2008 году состоялась поездка на Байкал, а в 2009 А.А. Большедворов организовал показ своей коллекции работ забайкальских художников в Иркутском художественном музее. Эта выставка вызвала большой резонанс в художественных кругах Иркутска.
В 2009 году была поездка на Адун-Челон художников из Агинского, Могойтуя, Улан-Удэ и Читы, а в 2011-м состоялась поездка на Байкал с участием забайкальских живописцев Д. Гомбоева, А. Ванькина, А. Тараненко, Н. Корнет, М. Щегольковой. В конце августа – еще одна поездка на Торей с участием Н. Пурбуева, Н. Корнет, М. Щегольковой, С. Павлуцкого. А сколько было подобных поездок в последующие годы, – даже вспомнить нелегко!
— Многие замечательные произведения забайкальских живописцев появились на свет благодаря этим поездкам, – говорит Анатолий Николаевич. – Кроме того, после каждой поездки часть своих работ художники оставляли в картинной галерее Борзинского краеведческого музея, и со временем там сложилась неплохая коллекция картин забайкальских живописцев. За годы моей работы в Борзе в городской картинной галерее прошло не менее 30 выставок, на которых экспонировали свои работы художники, с которыми я сотрудничал.
Главная проблема, по мнению моего собеседника, в полном отсутствии бюджетных средств на проведение выставок забайкальских живописцев. В последние годы ушли из жизни лучшие из них – Кандалов, Калашников, Форов, Давтян, Рыжов…. Необходимо издавать альбомы с репродукциями работ этих мастеров, чтобы продолжать пропагандировать их искусство, это наш долг перед культурой Забайкальского края. А стоимость таких изданий по нынешним меркам весьма немалая.
— Картины не должны лежать в запасниках, они должны радовать любителей прекрасного, – завершает наш разговор Анатолий Николаевич. – Очень хорошо, что есть еще в нашем крае энтузиасты и меценаты, но без государственной поддержки осуществлять масштабные выставочные проекты фактически невозможно. Мы должны объединить все возможные силы для поддержки наших мастеров, – как признанных, так и молодых. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что у забайкальской живописи есть не только славное прошлое, но и полное новых творческих открытий будущее.
Кстати, за огромные усилия по организации пленэров для забайкальских живописцев, в результате которых на свет появились многие знаковые произведения искусства, за организацию выставок и активную общественную работу Анатолий Николаевич Буданов был принят в Союз художников России. Третьего сентября он отмечает день рождения. Мы поздравляем Анатолия Николаевича, желаем крепкого здоровья и продолжения работы по сохранению творческого наследия забайкальских художников!
Андрей Кодин, фотографии автора