Музейно-выставочный центр – это не только обширное хранилище для коллекции в пять тысяч экспонатов, это и постоянно действующая экспозиционная площадка, где свои произведения могут показать зрителю забайкальские художники. К примеру, участники молодежного проекта «Мост через реальность». В прошлом году его центральной темой, связующей все произведения, была цифра «семь» и связанные с ней понятия.
«За семью замками» – работа, авторами которой являются Елена Чанчикова и Екатерина Ляшенко. При первом взгляде на эту инсталляцию может показаться, что она создана из обычного мусора, оставшегося от ремонта, или ненужных вещей, которыми мы порой захламляем балконы и гаражи. Однако в этом и есть смысл произведения, ведь для многих на поверку оказывается, что вся их жизнь оказывается собранием отрывочных событий и мелких дрязг, которые совсем скоро теряют актуальность, как старые газеты. Это огромное нагромождение чего-то, хаотичное собрание непонятного, спрессованного конгломерата мыслей и переживаний. И это всё мы стараемся держать в себе, отгораживаясь от остальных за заборами, сетками, а в итоге оказываемся в собственной темнице за ржавой решёткой с множеством замков без ключей.
Так что выбор материала для создания этого произведения не случаен, как и не случайна его композиция. Если внимательно присмотреться к центральной части, то в ней угадывается силуэт, собственно сама цифра «7». Несмотря на то, что в названии хочется увидеть библейский символизм, отсылку к семи печатям, снятие которых приводит к чудовищным бедам и разрушениям (как это описано в «Откровении святого Иоанна Богослова, или Апокалипсисе»), на самом деле авторы об этом не задумывались. Как они рассказывают, просто за каждым замком и ключом лежит некая личная история и переживания: где-то это замок от старой дачи, где-то ключ от старого замка на кафедре, который успели сменить, пока ты был в декрете. Поэтому так и происходит, что зачастую произведения современного искусства – это попытка автора, порой неосознанная, отразить мысли, поделиться своими мыслями со зрителем.