В конце лета и церковного календаря после праздника Успения Пресвятой Богородицы наступает третий Спас – Нерукотворный или «на холстах», «на полотне», «холщовый». В этот день было принято торговать холстами, полотнами. Почему?
Согласно преданию, эдесский царь Авгарь был неизлечимо болен и отправил ко Христу художника, чтобы тот запечатлел образ Спасителя. Он верил, это поможет ему выздороветь. Но у живописца ничего не получилось. Тогда Христос умылся и вытер платом лицо. Лик, отпечатанный на ткани, стал спасением для эдесского правителя. За веру в спасительную силу Господа Бога Авгарь получил драгоценный подарок – убрус (полотенце) с Ликом Иисуса Христа. С благоговением царь принял святыню и исцелился. Так появился образ Спаса Нерукотворного. Он представляет собой оглавное изображение Христа с крещатым нимбом на фоне убруса или чрепия. Также Спас Нерукотворный может изображаться на чистом фоне. Есть иконы, где убрус с ликом широко развёрнут или собран драпировками. Иногда верхние концы плата придерживают ангелы. Нерукотворный Образ – главное свидетельство земного бытия Спасителя и Его присутствия в нашем несовершенном мире.
Православную икону Спаса Неркотворного брали в военные походы. Перед святыней преклоняли колени великие князья, цари и императоры. А хоругвь с Ликом Христа признана официальным знаменем русского воинства. С Образа написано много списков. Многие из них становились чудотворными и не раз спасали жизнь полководцам. Так было в прошлые века, так происходит и сейчас на СВО.
Народное название праздника – «хлебный» или «ореховый» спас. Жатва хлебов заканчивается к празднику Успения, а 29 августа пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!» С третьего Спаса начиналась заготовка лесных орехов. В большинстве сёл России в этот день начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. В степных губерниях России сеяли озимые. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.