В 1913 году Каземир Малевич работал над декорациями и костюмами к футуристической опере Матюшина «Победа над Солнцем». Испробовав множество вариантов, он пришёл к выводу, что, по сути, победу над светом символизирует только абсолютная темнота. Таким образом и появился знаменитый шедевр, на обороте которого значилась надпись «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913». Впервые эта работа была представлена широкой публике на «Последней футуристической выставке картин «0,10» в Петрограде в декабре 1915 – январе 1916 годов. Сам автор разместил её в «красном углу» выставочного зала, после чего картина тут же была прозвана «иконой русского авангарда».
Доподлинно не известно, знал ли Малевич о ещё одной подобной картине (хотя ряд исследователей утверждают, что под слоем краски им удалось найти надпись «Битва н…ов …», что они интерпретировали как «Битва негров ночью»). Дело в том, что за 30 лет, в 1882 году, до него подобную монохромную работу презентовал французский сатирик Альфонс Алле. Она называлась «Битва негров в пещере глубокой ночью» и действительно представляла собой черный, правда, уже прямоугольник. Таким образом, Алле предвосхитил конструктивизм. Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он выставлял свои работы как шутку и нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.
В итоге, мы получаем два практически одинаковых изображения, но проникнутых совершенно разной идеей. Идея и концепт, а не форма – основа современного искусства. Если вам, наши читатели, также близка эта тема, то не пропустите выставку «Мост через реальность VIII. Бесконечность», которая будет проходить в стенах МВЦ в ноябре этого года. Если же вы пожелаете принять в ней участие как автор, то читайте о проекте.