Одной из самых интересных исторических фигур на протяжении почти тысячелетия выступает Чингисхан (Тэмуджин) (1155-1227) – основатель и великий хан Монгольской империи. Это был полководец, покоривший почти полмира, грозный правитель, мужественный и сильный воин.
Не обошёл своим вниманием эту личность и наш земляк – скульптор Даши Намдаков. Приступая к образу великого человека, которого до сих пор почитают в Монголии как отца нации, художник чувствовал большую ответственность. «О Чингисхане привыкли думать как о варваре, завоевателе, жестоком человеке. Но, если вдуматься, это был удивительный человек своей эпохи», – считает он.
Его бронзовая скульптура Чингисхана, представленная на выставке в МВЦ, монументальна и решена в реалистическом ключе. Типологически она сходна с изображением хана неизвестным китайским художником эпохи Средневековья. Скульптор изобразил Чингисхана в зрелом возрасте, без оружия, как мудрого человека-философа. Он, подобно божеству, восседает на троне (напоминающем лотосовый, как принято по канону в буддийской скульптуре), с закрытыми глазами погружён в размышление-медитацию.
Даши Намдаков противопоставляет мощную фигуру утонченным рукам, которыми он словно охватывает весь мир. Равновесие, гармония форм, плавность очертаний – всё работает на образ. Несмотря на состояние покоя, в образе Чингисхана ощутима огромная скрытая внутренняя сила, прежде всего духовная.
После создания этой скульптуры автор ещё не раз в своём творчестве обращался к изображению легендарного основателя Монгольской империи. Так, он был главным художником фильма «Монгол. Юность Чингисхана» Сергея Бодрова-старшего, а в 2012 г. его памятник великому правителю был установлен в Лондоне.