Верующие буряты исповедуют не только буддизм, но и шаманизм. Главное в шаманизме – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм имеет свои особенности. Это сложная система обрядов и жертвоприношений, деление шаманов на белых и черных, особая школа шаманского посвящения и другое. Бурятский шаманизм имеет много общего с монгольским, так как предки бурят и древние монголы в силу исторического развития были довольно тесно связаны между собой.
Почитание Неба и Земли – стержень всего комплекса верований шаманистов. Ритуал может совершаться у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, в ограде или юрте.
На картине «Siberia» члена Союза художников России Владимира Будажапова, что представлена на завершающей работу выставке в МВЦ,зритель становится наблюдателем ритуала очищения огнем. В руках шамана – атрибуты ритуала: бубен и колотушка, сам он в шаманской одежде. Ритуал проходит возле костра, искры от которого и пламя разлетаются в разные стороны.
Установить место не представляется возможным, но главное в работе – показ ритуала. Тайлаганы (общественные молебствия) – обряды поклонения проводится регулярно. Различают осенний, весенний, летний. Выход на тайлаган считается большим праздником.