Основой для работ на выставке «Страшные воспоминания», которая сейчас проходит в Музейно-выставочном центре, стали вполне реальные снимки. И мы не можем уверенно сказать, что на вас с них смотрят не настоящие мертвецы.
Нет, это не какой-то лексический приём. Дело вновь касается ещё одного жанра фотографии Викторианской эпохи. В это время отношение к смерти и усопшим было несколько иным. Зачастую в многодетных семьях только один или двое из отпрысков доживали до совершеннолетия. Так что развитие в середине XIX века фотографического искусства обеспечило среднему классу (представители которого не могли позволить себе заказать живописные портреты) возможность увековечивать память об умерших близких.
Этот жанр так и стали называть – посмертная фотография или постмортем. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу, зачастую использовали для этого специальные приспособления. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами.