В музейно-выставочном центре Забайкалья представлены экспозиции для разных поколений

ГТРК Чита — Радио России. Запись радиопередачи от 31 июля 2020 г.

Пару дней назад все средства массовой информации активно цитировали слова Владимира Путина о том, что коронавирус в России успокаивается. Среди регионов, где наблюдается наименьшее число заболевших, был назван и Забайкальский край. В общем, как уже неоднократно отмечали мои коллеги, жизнь возвращается в привычное русло. Уличные кафе, парки, библиотеки и музеи распахнули свои двери для посетителей. Что они предлагают гражданам, истосковавшимся по культурному общению? Какие экспозиции, например, можно увидеть в музейно-выставочном центре? 

Музейно-выставочный центр вернулся к привычному режиму работы четырнадцатого июля. Специально к этой дате научные сотрудники подготовили для посетителей несколько экспозиций. Одна из выставок посвящена советскому искусству шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Здесь можно познакомиться с творчеством не только забайкальских художников, но также их коллег из сибирских регионов и даже из Центральной России. Научный сотрудник центра Антон Матушевский отмечает, что на эти работы приходят посмотреть представители разных поколений. К примеру, для умудрённых жизненным опытом людей это как тёплая и душевная встреча с прошлым. Они узнают знакомые детали быта и восклицают: «Да, так, действительно, было!». Часто подобные восклицания можно услышать возле картины, на которой изображён интерьер деревенского дома. Буквально все посетители обращают внимание на интересную деталь: художник изобразил, как на полу под кроватью зреют зелёные помидоры. И, действительно, многие дачники и селяне снимали не дозревшие томаты, укладывали их в тёмное место и ждали, когда плоды покраснеют. Молодые посетители расставляют иные акценты и удивляются другому.

Антон Матушевский, научный сотрудник музейно-выставочного центра Забайкальского края: «А молодёжь при этом во многом удивляется и говорит: «А что у вас такие картины тёмные?». И тут приходится объяснять, что это была определённая стилистика, что это особенность забайкальской и прибайкальской школы, когда очень суровыми, если так можно выразиться, мазками это всё писалось. Но в этом, наверное, и заключается передача духа эпохи. И вообще эта выставка об эпохе, о том, как жили люди, потому что здесь много и бытовых сцен, и того самого соцреализма, когда главным героем часто был человек рабочий или обычный тракторист, девочка-пионервожатая. Мы подсчитали: сейчас этой девочке около шестидесяти лет. Но она в своё время попала на холст мастера, причём из Москвы и, таким образом, добралась до Забайкалья. Тут есть ещё одна особенность, почему эти картины попадали к нам. Это была целая государственная программа, когда центральные музеи рассылали свои работы в музеи провинциальные. Сейчас этого, увы, нет. От этого никуда не уйти. Советское искусство было более доступно народу, и оно рассказывало об этом самом народе. И вот этой выставкой мы хотим показать время и людей, которые тогда жили».

В отдельных витринах расположились уникальнейшие экспонаты из коллекции ювелирного искусства. Музейщики решили познакомить забайкальцев с особенностями самобытной уральской ювелирной школы. Научный сотрудник музейно-выставочного центра Антон Матушевский признаётся, что посетителям приходится объяснять: здесь вы не увидите шикарных золотых колье и колец, усыпанных бриллиантами, но это не значит, что лежащие в витринах изделия не стоят внимания. Ценность их не в дороговизне, а в другом.

Антон Матушевский, научный сотрудник музейно-выставочного центра Забайкальского края: «Особенность этой школы заключается в том, что уральские ювелиры всегда работали от камня, поскольку Урал это огромные месторождения полезных ископаемых и, как следствие, — большое количество самоцветов. Они всегда работали с камнем, и их желание было максимально его не обрабатывать. Сам камень — это центр всего произведения, в нём нужно «найти душу», поэтому каждое произведение индивидуально и уникально, и неповторимо, поскольку второго такого камня может и не быть. Кроме того, уральские ювелиры много экспериментировали с металлами. Часто они использовали мельхиор или титан, а есть украшения из алюминия, сплавов алюминия и титана».

Ещё одна выставка, которая уносит посетителей в советское прошлое, тоже является уникальной. Она состоит из экспонатов частной коллекции читинки Людмилы Ранневой. Путешествуя по российским городам, Людмила Семёновна посещала разные музеи, в частности, те, которые посвящены игрушкам. Ей настолько понравились необычные экспозиции, что она решила собрать собственную коллекцию кукол производства СССР и дружественных социалистических стран. Есть, например, кукла производства ГДР. Научный сотрудник музейно-выставочного центра Антон Матушевский говорит, что она, производства начала семидесятых годов, но до сих пор ходит. Для советской девочки такая игрушка была настоящим сокровищем и подарком судьбы.

Антон Матушевский, научный сотрудник музейно-выставочного центра Забайкальского края:«Она стала отмечать, что практически нет советских кукол. И вот своими стараниями, с помощью знакомых, Людмила Семёновна стала собирать советские куклы. Мы попытались посчитать, сколько их — около 500, поэтому всё представить не получилось. Они и пластиковые, и набивные, сделанные в Иваново, в Кирове, в Латвийской ССР, в Литовской, в ГДР».

В общем, рассказывать об интереснейших выставках можно бесконечно, но лучше всё же увидеть редкие экспонаты своими глазами и таким образом совершить путешествие в прошлое, которое, увы, не вернёшь.

Мария Бова, Александр Рожков, Андрей Сергеев

Слушать