Искусство вне норм

Глядя на работы самодеятельных художников, чувствуются пробелы в построении композиции, промахи в пропорциях и колористическом решении, им не хватает академической выучки и отработанных до автоматизма приемов, которым обучают в художественных училищах и университетах. Но в каждой их работе чувствуется, что художник пишет сердцем, интуитивно, опираясь на свой жизненный опыт и врождённый талант. Наивное искусство всегда вызывает интерес у зрителей, поскольку оно отличается самобытным восприятием мира, эмоциональностью, искренностью.

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством самодеятельных мастеров кисти и карандаша. Вы увидите работы из коллекции МВЦ забайкальских художников – Александры Тяпкиной, Любови Ушаковой, Тамары Золотухиной, Валентина Комарова, Евгения Царёва и Галины Тряпицыной, а также иркутянки Ольги Передереенко.

Александра Григорьевна Тяпкина (1918-1997)

Творчество этой удивительной женщины показало, как художник-самоучка может достичь высокого профессионального мастерства за короткий промежуток времени. В 48-летнем возрасте она впервые попробовала писать акварелью в студии Дома народного творчества. Затем получила художественное образование.

Семинары, творческие командировки способствовали развитию ее мастерства. Она все чаще становилась участников выставок, в том числе и зарубежных. Ее имя занесено в мировую энциклопедию «Наивное искусство».

Работала Александра Григорьевна в жанре пейзажа, портрета, сюжетно-тематической картины и, конечно же, натюрморта. Созданные ею натюрморты продолжают пылать и поражать смелостью сочетания красок, переплетением ветвей, зелени и цветов. Её пышные, наполненные разноцветьем композиции, показывают не только красоту окружающей природной среды, но и мироощущения автора.

Горяче-Ключевской мотив
Холст, темпера
Натюрморт в винограднике
1976-1990. Картон, темпера
Река Псекупс
1993. Холст, масло
Джубга на побережье Чёрного моря
1976-1989. Картон, темпера

Любовь Александровна Ушакова (1937-2015)

Любовь Александровна с детских лет мечтала стать художницей, но по наставлению родных получила профессию медсестры и посвятила свою жизнь медицине, проработав в больницах более 30 лет. Взлет художницы-любительницы удивителен. В возрасте 51 года она взялась за карандаши и краски, и уже через год её работы экспонировались на областной выставке в Чите, а затем на зональной выставке самодеятельных художников Сибири и Дальнего Востока в Красноярске. В 1991 году в Читинском областном художественном музее состоялась её первая персональная выставка. Специалисты отмечали незаурядный, колористический дар автора.

Любовь Александровна самостоятельно освоила масляную живопись. Первые картины создавала на картоне, затем перешла на холст. Она сумела выработать собственную неподражаемую манеру письма, необычную для самодеятельных авторов. Она по-своему понимала  ритм и пластику. У неё не было страха перед большой массой масляной краски, некоторые её картины выглядят как настоящие барельефы. Непривычна и цветовая палитра, которую она подбирала интуитивно, предпочитая использовать яркие цвета – желтый, розовый, голубой в сочетании с белым, зелёным и коричневым.

Она создала удивительные зимние, летние и осенние пейзажи. Это был любимы жанр художницы. В натюрмортах ярко проявилась её чувствительная к красоте женская натура. Любовь Ушакова работала пастозно, мазки густые и плотные, рельефно положенные на холст. Видны движения кисти, её экспрессия и творческая энергия. 

Русские березки
1991. Картон, масло
Снежная зима со снегопадом
1990. Картон, масло
Озеро в лесу
1990. Картон, масло
Пейзаж
1990. Картон, масло

Тамара Силантьевна Золотухина (1924-1997)

Тамара Силантьевна пришла к изобразительному искусству в довольно преклонном возрасте, испытав на своем веку немало лишений и преодолев множество невзгод. В разные годы она водила колхозный грузовик, работала механизатором, занималась лесозаготовками для колхозного хозяйства, работала санитаркой в медпункте, телятницей и библиотекарем. Выйдя на пенсию, художница, будто наверстывая упущенное время, целыми днями рисовала. В 1981 году она впервые представила свои работы на областной выставке самодеятельного творчества и стала постоянным участником выставок наивного искусства.

Имея под рукой самые простые краски, Тамара Золотухина на оберточной бумаге создавала свои произведения. Её выразительный рисунок наряден и декоративен, как русский лубок. Художница ничего не знала об академическом искусстве, интуиция заменила ей художественные знания, она изобретала свои собственные правила и законы, обладала исключительным чувством ритма и цвета.

Темы Тамара Золотухина находила повсюду – в хорошо знакомой ей деревенской жизни, в воспоминаниях детства и юности. Черпала их из фоторепродукций в журналах или книжных иллюстраций. Наивность сюжетов оборачивается удивительной глубиной и богатством мотивов. Приобщитесь и вы к творчеству Тамары Золотухиной, и вам улыбнутся золотистые львы, пятнистые олени, дикие бараны и петухи.

Лев
1990. Картон, смеш. техника
Дикий баран
Картон, смеш. техника
Пятнистые олени
1989. Картон, смеш. техника
Зимний пейзаж
1993. Картон, смеш. техника

Валентин Иванович Комаров (1936-1996)

Родился Валентин Иванович в Донецкой области. На его детство выпало тяжелое испытание Великой Отечественной войной, город был оккупирован фашистами. В 50-е годы семья переехала в далекое Забайкалье. Он трудоустроился чабаном в татауровский совхоз Улётовского района, а всё свободное время уделял написанию картин.

Интерес к изобразительному искусству проявился с раннего детства, страсть к рисованию передалась по наследству от деда, который был иконописцем в Донецке. Он всегда стремился освоить приемы профессионального искусства, следуя традиции русской реалистической школы. В возрасте 32 лет Валентин Иванович поступил в Заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской, который успешно окончил.

Он много творчески работал, принимал участие в художественных выставках. Отдавал предпочтения жанрам портрета, сюжетно-тематической картины, пейзажа и натюрморта. Жанр портрета был особенно любим художником, он создал галерею портретов своих односельчан. В коллекции МВЦ бережно хранятся портрет дочери Натальи и автопортрет художника.

Основной чертой его творчества можно назвать искренность и для зрителя уже не имеет значения, что в тех или иных работах нарушены законы композиции и прочие художественные правила. Важным становиться то, что Валентин Иванович умел разглядеть прекрасное в круговороте жизненных событий, изобразить на холсте и показать зрителям. А мы, в свою очередь, можем насладиться его искренними, наивными произведениями.

Наталья
1988. Холст, масло
Хмурый день
Холст, масло
У полотна
1988. Оргалит, масло
Автопортрет с трубкой
1980. Холст, масло

Евгений Иванович Царёв (1953 г.р.)

Евгений Иванович родом из Красноярского края. С трех лет жил и воспитывался в детском доме, где у него и проявился интерес к рисованию. После службы в армии поступил в Красноярское художественное училище им. Сурикова, но по жизненным обстоятельствам не поучилось окончить его. В 1980 году он вместе женой переехал в Забайкалье и обосновался далеко от краевого центра, в селе Тунгиро-Олекминского района.

Евгений Царёв – художник-любитель, работающий для себя и тех немногих, которым доверяет заглянуть в тайники своей души. Он знаком с профессиональными навыками рисования, построением перспективы, колористическими законами, а также обладает умением образно мыслить. В своём творчестве отдает предпочтение пейзажу, пишет суровую северную природу нашего края. Особенно интересен зимний пейзаж, его вдохновляет холодная и снежная зима. Пейзажные мотивы не списаны с натуры, а ею подсказаны.

Евгений Царёв в своих произведениях старается передать переходные состояния времени суток, показывая очарование закатов и восходов. Его живопись знакомит нас с любимыми местами художника, которые находятся в забайкальской глубинке.

Березовая роща
2002. ДВП, масло
Закат
2002. ДВП, масло

Ольга Александровна Передериенко (1950 г.р.)

Ольга Александровна родилась на Сахалине. Получив диплом экономиста, многие годы работала в Томске, Краснокаменске, Слюдянке. После выхода на пенсию занялась живописью. Наверное, трудно жить на берегу Байкала и не творить. Поступила на курсы живописи при Иркутском училище искусств и начала писать картины в технике масляной живописи. Первые уроки живописи пробудили непередаваемые ощущения, когда находишься в особой творческой атмосфере и в первый раз в жизни смешиваешь сочные, яркие масляные краски и получаешь огромное удовольствие от их запаха и нанесения мазков на холст. Все это придает чувство эйфории, пробуждается интерес к эксперименту и хочется научиться чему-то новому, вспоминает Ольга Передериенко.

Диапазон ее творческого поиска необычайно широк. Она увлекается графикой, батиком и живописью. Ее пейзажи, портреты и натюрморты наполнены любовью, добротой и желанием поделиться обретенной гармонией. Для этого мало одного таланта, нужно еще и чувство меры, начитанность, увлеченность, заставляющая, забыв о времени, искать нужные книги, встречаться с людьми, постоянно открывать для себя мир как бы впервые.

Зачарованный край
2013. Холст, масло
Степь широкая
2013. Холст, масло

Галина Ивановна Тряпицына (1939 г.р.)

Галина Ивановна – художник по призванию. Родилась в Хабаровске. С детства увлекалась рисованием, но профессионального образования не получила. Выйдя на пенсию начала писать картины. В жанрах она себя не ограничивает, хотя и выделяет пейзаж. На её работах запечатлены бескрайние просторы нашего края, она любит писать сопки с цветущим багульником, знойное лето, зимний лес, рассветы и осенние туманы над рекой Ингодой. Создавая свои работы, художница уделяет внимание деталям, подчеркивает неброскую красоту забайкальской природы. Выезжая на природу, Галина Ивановна находит источник вдохновения в каждой травинке, в лучах солнца, в чистых облаках, отраженных в водоёме, и старается передать понравившийся ландшафт и полученное эмоциональное впечатление на холсте.

Голубая Ингода
2000. Холст, масло