Как мираж, видение, мечта

Артур Фонвизин очень любил рисовать цирк. Семилетним мальчиком он впервые его увидел в Туле в 1889 году. Тогда посещение цирка Чинизелли исцелило маленького Артура от болезни, казавшейся неизлечимой. Цирковые образы сопровождали художника всю жизнь. В его творчестве цирк – яркое праздничное зрелище, основанное ещё на детских впечатлениях.

Цирковая наездница стала любимой темой акварелей Фонвизина. Её образ проходит через всю его цирковую серию 1930-70-х годов. Он неутомимо и восхищённо изображал элегантных и нарядных наездниц.  Среди них (а это сотни акварелей!) нет и двух одинаковых. Эти работы становятся «музыкой для глаз», импровизацией, порождённой уже не натурой, а фантазией.

Его «Цирковая наездница», экспонируемая сейчас в МВЦ, – одна из них. Она строится на сочетании декоративных пятен, как ритмы тональностей. В центре листа – лёгкий силуэт гарцующей лошади, на которой на одной ноге стоит наездница. Изображение пронизано лёгкой дымкой и то улавливается, то исчезает.

Быстрый темп работы словно передаёт мелькание лошади на арене цирка с грациозной наездницей. Недосказанность изображения открывает полную свободу воображению зрителя. Сама наездница воспринимается как видение, мечта, что вводит нас в бесконечный мир фантазии замечательного художника.