«Сурепка цветет» Юрия Круглова

И заканчиваем #ПейзажнаяНеделя лирикой, точнее таким видом пейзажа, как лирический. В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека. Родоначальником такого вида в русской живописи стал Алексей Саврасов. Мы же представим одну из самых летних, любимую многими нашими зрителями картину Юрия Круглова «Сурепка цветет».

Мы видим впечатление художника от красоты цветущего поля. На ум приходят слова Федора Сологуба:

…И если жаждем утешенья,

Бежим далёко от людей.

Среди лесов, среди полей –

Покой, безмыслие, забвенье.

Ветвями ветер шелестит,

Трава травою так и пахнет…

Интересна история написания этой работы. Как-то художник отправился писать этюды. В одном селе его встретили, как говорится, с хлебом, с солью… Когда собрался ехать дальше, писать картины, то увидел, что в этюднике только три краски: желтая, синяя да белила цинковые. Накануне по доброте душевной художник все краски раздарил. Расстроенный, все равно отправился на пленэр.

«Сколько Крупнов ездил и ходил по своему краю – такого нигде не видел, не наблюдал., – пишет Евгений Куренной в рассказе «Сурепка цветет». – Конечно, он понимал: сорняк это, вредная трава, для хлебопашца – истинное бедствие, любому злаку – первый враг. Но когда она росла вот так, сама по себе, в стороне от полей, образуя свою, никому но подвластную стихию, то уже не вызывала к себе неприязни. Это было что-то особенное и неповторимое. Это была удивительная живая картина…».

Вот так, три цвета краски, сильнейшее впечатление и мастерство Юрия Круглова создали шедевр забайкальской живописи. Увидев позже новую картину своего друга на выставке, Куренной был поражен ее непосредственностью, искренностью, захватывающим себя чувством, обилием солнца, воздуха, утренней свежестью и русской сибирской ширью, от которых глаз не оторвать.