К 100-летию Тамары Золотухиной

10 сентября исполняется 100 лет со дня рождения забайкальской художницы-примитивиста Тамары Силантьевны Золотухиной (1924-1997).

Забайкальский художник-примитивист Тамара Золотухина. Фото из открытого источника

Художественное творчество – удивительный дар, который может проснуться в человеке в любом возрасте. Бывает так, что этот дар дремлет годами и вдруг прорывается наружу мощным, наивным, но очень чистым и добрым источником. Именно так было и в жизни Тамары Силантьевны Золотухиной, которая на склоне лет творила ярко и самозабвенно, оставив своим землякам на память множество теплых, добрых, светлых художественных работ.

Автопортрет. 1989. Бумага, смешанная техника

Самодеятельный художник Т. С. Золотухина родилась 10 сентября 1924 года в селе Урулюнгуй Забайкальской губернии в крестьянской семье. За партой в школе ей сидеть довелось совсем недолго, всего шесть классов. А потом был непрерывный тяжелый сельский труд. Освоив шоферское ремесло, Тамара Силантьевна водила колхозный грузовик, работала механизатором.

В тяжелые годы войны весь сельский труд лег на хрупкие женские плечи. Тамара Силантьевна занималась лесозаготовками для колхозного хозяйства, а после прошла тяжелые испытания во время армейской службы в прифронтовом банно-прачечном отряде. Совсем еще юной девушке из Забайкалья довелось пережить тревожные дни и ночи, помогая защитникам Родины обустраивать суровый военный быт.

Богиня красоты. 1989. Картон, смешанная техника

Послевоенная жизнь тоже была наполнена трудами и заботами. Тамара Силантьевна работала санитаркой в медпункте, телятницей, библиотекарем. Воспитала четырех сыновей. Вместе со всей большой семьей переехала в поселок Мирный. И тут на долю Тамары Силантьевны обрушились новые суровые испытания.

Георгий Победоносец. Картон, смешанная техника. 1992

Тяжелая болезнь на долгих двенадцать лет приковала к больничной койке, к другой женщине ушел муж. Повзрослевшие дети разъехались, каждый пошел своей дорогой. Оставшись в одиночестве, Тамара Силантьевна решила вернуться в родной Урулюнгуй. Поселилась в старом полуразрушенном доме, доставшемся ей от родителей.

За ягодой пошли. 1989. Бумага, акварель, гуашь

Немолодой, потерявшей здоровье женщине не под силу было отремонтировать старую, покосившуюся избу с провалившейся крышей. Но наперекор неурядицам и разрухе, преодолевая лишения и невзгоды, Тамара Силантьевна внезапно обрела новую радость в художественном творчестве. Ее скромное жилище вдруг украсили рисунки – яркие, добрые, с сильными цветовыми контрастами, радующие глаз своими незатейливыми, по-детски добродушными сюжетами.

Лев и медведь. 1989. Картон. смешанная техника

Выйдя на пенсию в 1980 году, Тамара Золотухина предалась художественному творчеству с упоением, словно стремясь наверстать упущенные годы, потраченные на бесконечный труд, и целыми днями стала писать на листах недорогой бумаги свои добрые картины.

Лев и уж. 1993. Картон, смешанная техника

Сюжеты появлялись один за другим – из хорошо знакомой деревенской жизни, из воспоминаний детства и юности, а то и просто из кладовой неуемной фантазии. На листах появлялись тигры и медведи, львы и леопарды, пришедшие к колодцу по воду полногрудые деревенские красавицы, пастухи и овцы на чабанской стоянке, охотники за лисами и даже знаменитые российские писатели и поэты.

Леопард. 1992. Картон, смешанная техника

Часто художница находила сюжеты на фоторепродукциях в журналах, книжных иллюстрациях, телевизионных программах, кинофильмах. Любое событие становилось поводом для вдохновения и обретало сказочные и в то же время почти реальные образы.

Навевали образы и народные песни, так близкие сельской жительнице. Из песенных строк появлялись вечные, в веках воспетые коллизии: теплые встречи и горькие разлуки, свидания влюбленных, веселые народные празднества и тихие радости семейной жизни. Песни угадываются и в названиях работ художницы: «Помню, я еще молодушкой была», «Сорвала я цветок полевой», «Когда я на почте служил ямщиком…».

Ямщик года, я на почте служил. 1987. Картон, гуашь, смешанная техника

Животные на листах художницы – особая тема, ее звери запоминаются, удивляют и восхищают, уверенность рисунка и детская наивность сочетаются в своей гениальной простоте. Автор изливает на бумагу доброе отношение к животным, восхищается красотой и грацией «братьев наших меньших».

Пятнистые олени смотрят на зрителей доверчивыми, почти человеческими глазами, петухи с курами поклевывают зерно, львы, тигры, медведи, быки, леопарды мирно уживаются между собой, резвясь на фоне дикой природы. Тамара Золотухина «очеловечивает» животных, любуется их изяществом и грацией.

Петух. 1993. Картон, смешанная техника

Удивительно, что больше всего Тамара Силантьевна любила рисовать именно экзотических животных, обитающих на других континентах, несмотря на то, что видела их только на фотографиях или в телепередачах. Леопарды, верблюды, обезьяны, полосатые гиены, горные козлы, снежные барсы населяют произведения Золотухиной, словно бы художница только что писала их с натуры. Львы и тигры – одни из самых любимых ее персонажей, они спокойны и изящны, наделены благородным достоинством и доброжелательностью.

Семейная пара. 1989. Бумага, акварель, гуашь

Тамара Силантьевна и дня не могла прожить без творчества, оно было отдохновением от повседневной суеты и жизненных тягот. В 1981 году без всяких рекомендаций и протекций она решила послать свои рисунки на областную выставку самодеятельных художников в Читу – два десятка акварелей, написанных на оборотной стороне плакатов. Нужно сказать о том, что, не имея возможности приобрести даже простую бумагу, Тамара Силантьевна с одержимостью рисовала на всем, что попадалось под руку: на обрывках обоев, серой оберточной бумаге, упаковочном картоне, склеенных альбомных листах. Жажда творчества, долгое время не имевшая выхода в реальный мир, вылилась в огромное количество рисунков.

Писатель Пришвин. 1989. Картон, смешанная техника

И произошло чудо. Творчество Тамары Силантьевны было признано и оценено. Она неоднократно становилась участницей районных, областных, республиканских смотров самодеятельных художников и народных мастеров. В 1985 году Тамара Золотухина стала лауреатом Всесоюзной выставки, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. А в 1989 году в Читинском областном художественном музее прошла ее персональная выставка, получившая множество самых теплых отзывов. Через несколько месяцев работы самодеятельной художницы были показаны и в центральной полосе России, в городе Кирове.

Портрет Лермонтова. Бумага, смешанная техника, картон

Талант простой сельской женщины многих приводил в восторг, а между тем ее жизненные проблемы оставались прежними. Только на 67-ом году жизни она переехала из старого прогнившего дома в новое помещение с двумя комнатами и верандой. Но и эта радость оказалась не долгой. Бремя житейских забот оказалось для одинокой, потерявшей здоровье женщины непосильным, и она была вынуждена переселиться в дом для престарелых и инвалидов в поселке Атамановка близ Читы.

Портрет Льва Толстого. 1989. Бумага, смешанная техника, картон

Но даже в этом казенном заведении Тамара Силантьевна осталась верна своему любимому делу. Ее вдохновенная кисть украсила стены старческого приюта, и в последние годы творчества Тамара Силантьевна создала немало картин довольно большого формата, выполненных на качественном картоне.

Портрет Маяковского. 1989. Бумага, смешанная техника, картон

История жизни и творчества Тамары Золотухиной поистине удивительна. Душа пожилой художницы постоянно была открыта для самосовершенствования, ее жажда творчества была сильной и неутолимой. Искусствовед И. М. Бурдуковская писала о Т. С. Золотухиной: «…Не растеряв своей изначальной неподдельной самобытности и постоянно преумножая выразительность рисунка, она обрела особую силу образных воплощений. Каждое ее произведение, без преувеличения, достойно отдельного повествования».

Портрет Пушкина. 1989. Бумага, смешанная техника, картон

Однажды в Атамановский дом престарелых прибыла делегация американцев. В коридорах, в столовой, в холле, в пролетах лестниц заморские гости снимали на камеры картины Тамары Силантьевны. Вдоволь налюбовавшись творениями самобытной художницы, они дотошно расспрашивали круглолицую старушку в темном платочке: действительно ли все эти картины созданы ее руками? И получив положительный ответ, гости недоумевали: как можно обладательнице таких неоценимых богатств доживать свой век в богадельне?

Сорвала я цветок полевой. 1989. Бумага, акварель, гуашь

Творчество Тамары Силантьевны Золотухиной – явление во многом уникальное. Она никогда не бывала в мастерских художников, не изучала живопись или графику, и в искусстве у нее не было непререкаемых авторитетов. Но при внешней замкнутости и отрешенности от внешнего мира, она была очень любознательна и сама открывала собственные приемы для творчества.

Портрет Ломоносова. 1989. Бумага, смешанная техника, картон

Бывало и так, что художница делала неподражаемые парафразы на произведения Рафаэля, Тициана, по-своему трактовала бессмертные творения Рублева. Обладая неиссякаемой фантазией, выдумкой, добрым юмором, она могла так переосмыслить знаменитые картины, что они превращались в ее собственные, авторские произведения наивного искусства.

Земной путь Тамары Силантьевны Золотухиной прервался 19 сентября 1997 года. Последние месяцы перед кончиной были омрачены физическими страданиями, вызванными неизлечимой болезнью. Несколько работ, полных живого и трепетного чувства, остались незаконченными…

Девочка с собакой. 1993. Картон, смешанная техника

Тамара Силантьевна покоится на дальнем кладбище поселка Атамановка, и сегодня отыскать ее могилу непросто. Но искусство талантливой забайкальской художницы не предано забвению. Значительная часть творческого наследия Т. С. Золотухиной хранится в фондах Забайкальского краевого художественного музея. Вера в то, что ее искусство нужно людям, согревало душу Тамары Силантьевны, делало ее счастливой наперекор всем ударам судьбы, выпавшим на ее долю.

Могила неизвестного солдата. 1986. Бумага, картон, смешанная техника

Андрей Кодин

Произведения из фондов ЗКХМ

Литература:

  1. Самохин Н. «Хоромы» художницы.  //  Забайкальский рабочий. – 1988г. – 5 октября.
  2. Строна Е. Львы у музея. // Забайкальский рабочий. – 1989 г. – 30 сентября.
  3. Строна  Е. Рисую каждый день.  // Пограничник Забайкалья. – 1989 г. – 18 сентября.
  4. Дразнина М. Самобытный мир. //  Забайкальский рабочий – 1990 г. – 2 ноября.
  5. Китова О. Суббота, вечер, Урулюнгуй. // Комсомолец Забайкалья. – 1990 г. – 9 декабря.
  6. Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1994 год. – Чита, 1994
  7. Энциклопедия Забайкалья. Статья Е.Г. Иманаковой  «Золотухина Тамара Силантьевна».
  8. Голубев. В. Образы Тамары Золотухиной. // Тихоокеанский деловой вестник № 11 — 1990 г.
  9. Грязнова В. Исполнился год со дня смерти читинской художницы Тамары Силантьевны Золотухиной. //  Забайкальский рабочий. — 1998 г. — 15 сентября.