10 сентября исполняется 100 лет со дня рождения забайкальской художницы-примитивиста Тамары Силантьевны Золотухиной (1924-1997).
Художественное творчество – удивительный дар, который может проснуться в человеке в любом возрасте. Бывает так, что этот дар дремлет годами и вдруг прорывается наружу мощным, наивным, но очень чистым и добрым источником. Именно так было и в жизни Тамары Силантьевны Золотухиной, которая на склоне лет творила ярко и самозабвенно, оставив своим землякам на память множество теплых, добрых, светлых художественных работ.
Самодеятельный художник Т. С. Золотухина родилась 10 сентября 1924 года в селе Урулюнгуй Забайкальской губернии в крестьянской семье. За партой в школе ей сидеть довелось совсем недолго, всего шесть классов. А потом был непрерывный тяжелый сельский труд. Освоив шоферское ремесло, Тамара Силантьевна водила колхозный грузовик, работала механизатором.
В тяжелые годы войны весь сельский труд лег на хрупкие женские плечи. Тамара Силантьевна занималась лесозаготовками для колхозного хозяйства, а после прошла тяжелые испытания во время армейской службы в прифронтовом банно-прачечном отряде. Совсем еще юной девушке из Забайкалья довелось пережить тревожные дни и ночи, помогая защитникам Родины обустраивать суровый военный быт.
Послевоенная жизнь тоже была наполнена трудами и заботами. Тамара Силантьевна работала санитаркой в медпункте, телятницей, библиотекарем. Воспитала четырех сыновей. Вместе со всей большой семьей переехала в поселок Мирный. И тут на долю Тамары Силантьевны обрушились новые суровые испытания.
Тяжелая болезнь на долгих двенадцать лет приковала к больничной койке, к другой женщине ушел муж. Повзрослевшие дети разъехались, каждый пошел своей дорогой. Оставшись в одиночестве, Тамара Силантьевна решила вернуться в родной Урулюнгуй. Поселилась в старом полуразрушенном доме, доставшемся ей от родителей.
Немолодой, потерявшей здоровье женщине не под силу было отремонтировать старую, покосившуюся избу с провалившейся крышей. Но наперекор неурядицам и разрухе, преодолевая лишения и невзгоды, Тамара Силантьевна внезапно обрела новую радость в художественном творчестве. Ее скромное жилище вдруг украсили рисунки – яркие, добрые, с сильными цветовыми контрастами, радующие глаз своими незатейливыми, по-детски добродушными сюжетами.
Выйдя на пенсию в 1980 году, Тамара Золотухина предалась художественному творчеству с упоением, словно стремясь наверстать упущенные годы, потраченные на бесконечный труд, и целыми днями стала писать на листах недорогой бумаги свои добрые картины.
Сюжеты появлялись один за другим – из хорошо знакомой деревенской жизни, из воспоминаний детства и юности, а то и просто из кладовой неуемной фантазии. На листах появлялись тигры и медведи, львы и леопарды, пришедшие к колодцу по воду полногрудые деревенские красавицы, пастухи и овцы на чабанской стоянке, охотники за лисами и даже знаменитые российские писатели и поэты.
Часто художница находила сюжеты на фоторепродукциях в журналах, книжных иллюстрациях, телевизионных программах, кинофильмах. Любое событие становилось поводом для вдохновения и обретало сказочные и в то же время почти реальные образы.
Навевали образы и народные песни, так близкие сельской жительнице. Из песенных строк появлялись вечные, в веках воспетые коллизии: теплые встречи и горькие разлуки, свидания влюбленных, веселые народные празднества и тихие радости семейной жизни. Песни угадываются и в названиях работ художницы: «Помню, я еще молодушкой была», «Сорвала я цветок полевой», «Когда я на почте служил ямщиком…».
Животные на листах художницы – особая тема, ее звери запоминаются, удивляют и восхищают, уверенность рисунка и детская наивность сочетаются в своей гениальной простоте. Автор изливает на бумагу доброе отношение к животным, восхищается красотой и грацией «братьев наших меньших».
Пятнистые олени смотрят на зрителей доверчивыми, почти человеческими глазами, петухи с курами поклевывают зерно, львы, тигры, медведи, быки, леопарды мирно уживаются между собой, резвясь на фоне дикой природы. Тамара Золотухина «очеловечивает» животных, любуется их изяществом и грацией.
Удивительно, что больше всего Тамара Силантьевна любила рисовать именно экзотических животных, обитающих на других континентах, несмотря на то, что видела их только на фотографиях или в телепередачах. Леопарды, верблюды, обезьяны, полосатые гиены, горные козлы, снежные барсы населяют произведения Золотухиной, словно бы художница только что писала их с натуры. Львы и тигры – одни из самых любимых ее персонажей, они спокойны и изящны, наделены благородным достоинством и доброжелательностью.
Тамара Силантьевна и дня не могла прожить без творчества, оно было отдохновением от повседневной суеты и жизненных тягот. В 1981 году без всяких рекомендаций и протекций она решила послать свои рисунки на областную выставку самодеятельных художников в Читу – два десятка акварелей, написанных на оборотной стороне плакатов. Нужно сказать о том, что, не имея возможности приобрести даже простую бумагу, Тамара Силантьевна с одержимостью рисовала на всем, что попадалось под руку: на обрывках обоев, серой оберточной бумаге, упаковочном картоне, склеенных альбомных листах. Жажда творчества, долгое время не имевшая выхода в реальный мир, вылилась в огромное количество рисунков.
И произошло чудо. Творчество Тамары Силантьевны было признано и оценено. Она неоднократно становилась участницей районных, областных, республиканских смотров самодеятельных художников и народных мастеров. В 1985 году Тамара Золотухина стала лауреатом Всесоюзной выставки, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. А в 1989 году в Читинском областном художественном музее прошла ее персональная выставка, получившая множество самых теплых отзывов. Через несколько месяцев работы самодеятельной художницы были показаны и в центральной полосе России, в городе Кирове.
Талант простой сельской женщины многих приводил в восторг, а между тем ее жизненные проблемы оставались прежними. Только на 67-ом году жизни она переехала из старого прогнившего дома в новое помещение с двумя комнатами и верандой. Но и эта радость оказалась не долгой. Бремя житейских забот оказалось для одинокой, потерявшей здоровье женщины непосильным, и она была вынуждена переселиться в дом для престарелых и инвалидов в поселке Атамановка близ Читы.
Но даже в этом казенном заведении Тамара Силантьевна осталась верна своему любимому делу. Ее вдохновенная кисть украсила стены старческого приюта, и в последние годы творчества Тамара Силантьевна создала немало картин довольно большого формата, выполненных на качественном картоне.
История жизни и творчества Тамары Золотухиной поистине удивительна. Душа пожилой художницы постоянно была открыта для самосовершенствования, ее жажда творчества была сильной и неутолимой. Искусствовед И. М. Бурдуковская писала о Т. С. Золотухиной: «…Не растеряв своей изначальной неподдельной самобытности и постоянно преумножая выразительность рисунка, она обрела особую силу образных воплощений. Каждое ее произведение, без преувеличения, достойно отдельного повествования».
Однажды в Атамановский дом престарелых прибыла делегация американцев. В коридорах, в столовой, в холле, в пролетах лестниц заморские гости снимали на камеры картины Тамары Силантьевны. Вдоволь налюбовавшись творениями самобытной художницы, они дотошно расспрашивали круглолицую старушку в темном платочке: действительно ли все эти картины созданы ее руками? И получив положительный ответ, гости недоумевали: как можно обладательнице таких неоценимых богатств доживать свой век в богадельне?
Творчество Тамары Силантьевны Золотухиной – явление во многом уникальное. Она никогда не бывала в мастерских художников, не изучала живопись или графику, и в искусстве у нее не было непререкаемых авторитетов. Но при внешней замкнутости и отрешенности от внешнего мира, она была очень любознательна и сама открывала собственные приемы для творчества.
Бывало и так, что художница делала неподражаемые парафразы на произведения Рафаэля, Тициана, по-своему трактовала бессмертные творения Рублева. Обладая неиссякаемой фантазией, выдумкой, добрым юмором, она могла так переосмыслить знаменитые картины, что они превращались в ее собственные, авторские произведения наивного искусства.
Земной путь Тамары Силантьевны Золотухиной прервался 19 сентября 1997 года. Последние месяцы перед кончиной были омрачены физическими страданиями, вызванными неизлечимой болезнью. Несколько работ, полных живого и трепетного чувства, остались незаконченными…
Тамара Силантьевна покоится на дальнем кладбище поселка Атамановка, и сегодня отыскать ее могилу непросто. Но искусство талантливой забайкальской художницы не предано забвению. Значительная часть творческого наследия Т. С. Золотухиной хранится в фондах Забайкальского краевого художественного музея. Вера в то, что ее искусство нужно людям, согревало душу Тамары Силантьевны, делало ее счастливой наперекор всем ударам судьбы, выпавшим на ее долю.
Андрей Кодин
Произведения из фондов ЗКХМ
Литература:
- Самохин Н. «Хоромы» художницы. // Забайкальский рабочий. – 1988г. – 5 октября.
- Строна Е. Львы у музея. // Забайкальский рабочий. – 1989 г. – 30 сентября.
- Строна Е. Рисую каждый день. // Пограничник Забайкалья. – 1989 г. – 18 сентября.
- Дразнина М. Самобытный мир. // Забайкальский рабочий – 1990 г. – 2 ноября.
- Китова О. Суббота, вечер, Урулюнгуй. // Комсомолец Забайкалья. – 1990 г. – 9 декабря.
- Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1994 год. – Чита, 1994
- Энциклопедия Забайкалья. Статья Е.Г. Иманаковой «Золотухина Тамара Силантьевна».
- Голубев. В. Образы Тамары Золотухиной. // Тихоокеанский деловой вестник № 11 — 1990 г.
- Грязнова В. Исполнился год со дня смерти читинской художницы Тамары Силантьевны Золотухиной. // Забайкальский рабочий. — 1998 г. — 15 сентября.