Посетителей выставки в «Iris Clert Gallery» в апреле 1958 года при входе в вестибюль ждал массивный синий занавес, который охраняли гвардейцы в синей одежде. Когда посетители вошли вовнутрь, то увидели, что галерея пуста. В помещении, выкрашенном в белый цвет, стоял только один шкаф. Комната залита голубоватым светом, который шел из единственного окна, выкрашенного синей краской. Так автор, французский художник Ив Кляйн, демонстрировал пустоту и бесконечность Вселенной. Главным произведением для него было само пространство, а не работы на стенах.
«Все картины, и фигуративные, и абстрактные, похожи мне на тюремные окна, где линии – это решетка», – считал он. Для Кляйна лучшим произведением было обычное голубое небо, его привлекали бескрайние глубины космоса. К осознанию пустоты автора приводит стремление к постижению космоса через цвет, дзен-буддизм и эзотерические космогонии.
«Мне не понравилось ничто, но так я встретил пустоту, глубокую пустоту, самую глубь синего», — говорил художник. По его мнению, остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий вызывает в воображении самое абстрактное, что только есть в природе – небо и море. Годы он потратил на то, чтобы получить уникальный оттенок, краску на основе ультрамарина, которая бы не теряла текстуру и яркость сырого пигмента, исчезающего при смешивании с закрепителем и высыхании. Этот цвет с тех пор называют International Klein Blue (IKB).
Этот случай показывает, что за простой формой скрыто глубокое, всеобъемлющее содержание. Произведение Кляйна – частность в мире современного искусства. Если вам близка эта тема, то не пропустите выставку «Мост через реальность VIII», которая будет проходить в МВЦ в ноябре этого года.