12 августа в нашей стране отмечается День Военно-воздушных сил, профессиональный праздник всех офицеров-авиаторов и работников авиационной инфраструктуры. В этот день в 1912 году был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Именно поэтому он и считается моментом создания ВВС в России. В честь праздника мы рассказываем о некоторых работах из коллекции Музейно-выставочного центра Забайкальского края, которые так или иначе связаны с авиацией.
Альберт Анатольевич Фурсеев (1926-1997) — уроженец Верхнеудинска, в 1945 году он оказался на фронтах Второй мировой войны: участвовал в боях за Берлин, а затем сражался с японскими милитаристами. Был он авиационным механиком в составе 779-го бомбардировочного авиационного полка. Однако после демобилизации и окончания художественного училища Альберт Анатольевич не оставил мечты о небе. Летчики и самолёты стали одной из важнейших тем в его творчестве.
На полотне «Красные военлёты» им запечатлены первые авиаторы молодого советского государства. При этом простой сюжет говорит нам о многих исторических фактах. Создававшийся в годы Гражданской войны Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот имел пестрый состав. Здесь были и бывшие офицеры царской армии, которые начали осваивать летающие машины, как тогда говорили, ещё в «империалистическую», и начинающие пилоты, которые перешли в авиацию из других частей Красной армии. Это чувствуется по отсутствию единообразия формы: на ком-то «кожанки», а на ком-то и специализированные лётные куртки. За пятеркой летчиков – французский одноместный истребитель «Ньюпор» с установленным над крылом пулемётом Льюиса. Множество подобных бипланов составляли основу воздушного флота тех времен.
На открывшейся недавно в Музейно-выставочном центре выставке «Советское искусство 1960-70-х годов» зрительское внимание сразу приковывает один портрет. На нём изображён лётчик с многочисленными наградами на кителе, возможно участник Великой Отечественной войны, полковник М.Д. Михеев. Знаки различия – якоря на воротнике, указывают нам на его принадлежность к морской авиации.
Художник зримо выявил в образе лётчика внутреннюю энергию, волю и сильный характер. Даже его поза говорит об этом. Она не застывшая, как порой бывает на парадном портрете, а естественная и не шаблонная. Кажется, что герой портрета присел лишь на короткое время и задумался, а в следующую минуту уже встанет. Он слегка наклонился вперёд, а его правая рука опирается на подлокотник кресла.Введённый красный цвет драпировки на кресле добавляет образу ещё больше мужественной силы, темперамента и уверенности.
Этот портрет был передан в коллекцию МВЦ (тогда Читинского областного художественного музея) в 1985 году Дирекцией выставок Союза художников СССР. Его автор – Игорь Владимирович Радоман (1921-1992), московский живописец, монументалист, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Талантливый ученик Грабаря и Дейнеки, выпускник художественного института им. В. И. Сурикова, он стал виртуозом реалистического портрета. Творчество Игоря Радомана признано классикой советской живописи. Им создана большая галерея образов современников, в том числе известных людей. Среди них – маршалы Жуков , Рокоссовский и Кожедуб, Целиковская, Солоухин, Высоцкий и многие другие.
Автором работы, а точнее триптиха «Воины МПВО», в который и входит картина «ПВО и ночью, и днем, и в любую погоду» является Илья Матвеевич Бройдо (1933-2000). Ещё обучаясь в 50-х годах в Московском высшем художественно-промышленном училище, он исполнял мозаики, расписывал фасады и интерьеры в общественных зданиях преимущественно во всесоюзной столице и её окрестностях. Затем много лет работал в Комбинате монументально-декоративного искусства, где рисовал социальные и политические плакаты. Тогда и стал формироваться узнаваемый стиль автора: повышенная чувствительность, нервность в жизни отражались на строе его живописи, а школа монументалиста заставляла серьезно относиться к вопросам композиции. Из этого родилась своеобразная манера его сдержанных по цвету живописных произведений, которые всегда можно отличить в ряду работ художников 70-80-х годов.
Этот след и несет в себе представленное полотно, показывающее момент взлета перехватчика с бетонной полосы аэродрома. Без труда можно узнать один из самых массовых самолетов в истории – Миг-21 второго поколения, о чём говорит традиционная зеленая раскраска конуса воздухозаборника и тормозных щитков. Причём, если присмотреться, заметно, что автор изначально написал истребитель большего размера, но затем уменьшил его. Это сделано, чтобы подчеркнуть масштаб и низкую предгрозовую облачность. Пусть это тренировочный полёт, а не боевой вылет, но военные лётчики должны выполнять все поставленные задачи в любых метеоусловиях, несмотря, что пилотировать придётся, как говориться, только «по приборам».
Завершаем тему авиации в искусстве фарфором. Блюдце с самолётами неизвестного автора создано в начале XX века и входит в небольшую коллекцию советского агитационного фарфора Музейно-выставочного центра.
Агитфарфор расписывали революционными лозунгами, изображали советские эмблемы или сцены нового быта из жизни рабочих, крестьян или военных.
Многие известные художники начала XX века начинали именно с росписи фарфора. По эскизам К. С. Петрова-Водкина, М. В. Добужинского, Н. И. Альтмана и многих других были созданы узоры на посуде 20-х годов.
На представленном нами блюдце изображены самолёты-бипланы. Стоит вспомнить знаменитый советский У-2, сыгравший большую роль в Великой Отечественной войне, или «самолёт-кукурузник», ставший известным с 50-х годов… В своё время они имели большое значение не только в военном, но и в гражданском деле.
На блюдце зеркально изображены дымящиеся трубы, символизирующие труд и работу заводов и фабрик. Такие зарисовки были характерны для периода агитфарфора – ярчайшего и необычного времени в советском искусстве, получившего мировое призвание.