Продолжаем знакомить с творчеством иркутской художницы Галины Новиковой. Сегодня наш рассказ о её автопортрете, что представлен на выставке «Советское искусство 1960-70-х годов» в Музейно-выставочном центре Забайкальского края.
Новикова написала более десяти своих образов. Они очень разные и напоминают тонко разыгранный театр одного актера. В них художница ставит себя в различные жизненные ситуации. То она предстаёт лирической героиней, то в ироничном виде, в одежде кардинала или монахини, с лицом-маской, в стиле Гольбейна и даже с королями… Но везде – мастер один на один со зрителем в доверительной беседе, в то же время оставляя место для сокровенной тайны, загадки.
Её образ в чёрной шляпе с пером и распущенными волосами, словно, из другого времени. Неслучайно Галину Новикову, которая преподавала в Иркутском училище искусств, студенты называли «прекрасной голландкой». Казалось, она сходила с голландского портрета середины XVII века в ее темном одеянии с огромным жабо.
В этом автопортрете 1973 года тёмный фон, нет действия и минимум деталей. Ничего не отвлекает от лица художницы. Новикова словно сантиметр за сантиметром изучает свое лицо, показывая его при разном освещении. Слева – лицо в тени, перо, гладкая кожа с румянцем, продолговатый глаз глядит и на нас, и в себя. Эта сторона лица таинственна и загадочна, в ней много от вечной женской тайны. Справа, где на лицо падает свет, таинственность исчезает. Мы видим уставшую, сосредоточенную женщину. Свет обнаруживает и морщины, и мешки под глазами, и воспаленные глаза. Автор даёт не просто игровую ситуацию. Здесь всё, как в жизни. Никогда не бывает одинакового состояния, счастливые моменты сменяются неудачами, а вслед за грустными раздумьями и разочарованиями может прийти и творческий взлёт.
P.S. И помните: только реальная встреча с картиной наполнит вас новыми впечатлениями.