Андрей Максимов: «В живописи нужно быть смелее»

26 сентября 45-летний юбилей отмечает член Союза художников России, заведующий отделением дизайна, живописи, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Забайкальского краевого училища искусств Андрей Максимов

Наверное, каждого человека ведет по жизни сама Судьба. Родители Андрея Максимова были свидетелями, что, только начав говорить, однажды после прогулки он взял в руки карандаш и бумагу и нарисовал несколько параллельных линий с крупными точками на них. На вопрос мамы, что же он изобразил, маленький художник ответил: «Это птички». Да, он изобразил птичек, сидящих на проводах. Наверное, так зародился метод, которым живописец пользуется до сих пор, изображая на своих картинах сюжеты, подсмотренные в реальной жизни, которые по какой-то причине запали в душу.

Бабушка Андрея была учителем и тоже рисовала, и хотя была просто любителем, великолепно оформляла методические пособия для занятий. Эта тяга к изобразительному искусству не могла не передаться внуку.

Андрея Максимова можно считать коренным забайкальцем, хотя детство и юность он провел в городе Спасск-Дальний Приморского края, где в 9 лет пошел в детскую художественную школу и успешно её окончил. Вернувшись в родную Читу, в 1995 году он поступил на художественное отделение Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств). В те годы отделением заведовала Ирина Петровна Волощук, а директором училища был Эдвард Станиславович Маковский.

Учащихся на специализацию «живопись» тогда набирали один раз в четыре года, и Андрею Максимову повезло, он поступил именно в год набора. Главным педагогом будущего художника была Наталья Ивановна Банникова, которая дала своему ученику очень многое в плане профессионального мастерства. А еще одним из педагогов Максимова был замечательный забайкальский живописец Владимир Иванович Форов.

В 1999-м Андрей Максимов окончил училище и в том же году взял «серебро» на I Дельфийских играх в Саратове. Талантливому выпускнику сразу же предложили должность преподавателя на отделении. Так началось время плодотворной педагогической деятельности.

Профессиональное образование Андрей Сергеевич продолжил в 2000 году в Забайкальском государственном университете. Здесь его педагогами были живописцы Сергей Павлуцкий, Рита Золотухина, Геннадий Малиновский.

– Вуз я окончил в 2005 году, – говорит Андрей Сергеевич. – Сам уже много лет работаю в комиссии, принимающей дипломные работы выпускников художественного отделения университета, и с Сергеем Михайловичем Павлуцким мы теперь – коллеги. Так часто бывает в педагогической деятельности, многие мои ученики уже тоже стали профессионалами.

Однако время требовало не только работы в сфере педагогики. После окончания университета Андрею Максимову довелось несколько лет работать в фирме, занимавшейся наружной рекламой. Эта работа добавила в копилку специалиста опыт, который он теперь передает будущим дизайнерам. Профессия дизайнера сегодня пользуется большим спросом.

Следующим местом работы специалиста стал Музейно-выставочный центр, которому вскоре вернули исконное название – Забайкальский краевой художественный музей. Здесь с 2010 года Андрей Максимов работал художником-декоратором, начальником маркетингового отдела, фотографом.

Именно тогда Андрею Сергеевичу пришла идея создать молодежный выставочный проект «Мост через реальность». Проект поддержали, и первую выставку удалось успешно провести в 2012 году. С тех пор «Мост через реальность» стал ежегодным и популярным у молодых художников и зрителей.

Андрей Максимов на презентации проекта «Мост через реальность», апрель 2012 год

За минувшие годы в выставках проекта приняли участие десятки молодых художников, многие из них сегодня – уже известные и признанные мастера изобразительного искусства. Достаточно назвать такие имена, как Нина Елина, Вячеслав Легонький, Елена Изместьева, Евгений Титов, Артем Тарасов, Валерия Любушкина (Моргунова), Тарас Аргунов, Маргарита Тюменцева, Станислав Мосин.

Андрей Максимов вернулся к педагогической деятельности, и вот уже много лет возглавляет художественное отделение Забайкальского краевого училища культуры. Как и любой педагог, гордится успехами своих учеников. Например, выпускник 2016 года Александр Богомазов преподает в детской школе искусств села Улеты, а в училище искусств уже учатся его воспитанники. Сергей Капустин преподает в школе, Анастасия Ким – в детском эстетическом центре «Орешки».

– Раньше профессия художника была преимущественно мужской, а теперь парни идут в более «хлебные» профессии, становятся строителями, сварщиками, электриками, сантехниками, – сетует Андрей Сергеевич. – Вспоминаю, что когда учился сам, даже немного комплексовал из-за того, что я – будущий художник. В советское время у художников было много производственных заказов: они оформляли здания, писали агитационные плакаты, портреты руководителей и ученых для учреждений и школ. Теперь у наших выпускников основная карьера – педагогическая деятельность, а это уже преимущественно женское занятие. В абитуриентах у нас недостатка нет, конкурс по два человека на место, но из десятков поступающих на художественное отделение парни – редкое исключение. Реалии таковы, что этот дисбаланс в ближайшие годы будет сохраняться…

Работая уже много лет в педагогической сфере, Андрей Максимов не забывает о личном художественном творчестве. Его работы лаконичны по образному языку, необычны по сюжету и всегда несут некий глубинный философский подтекст. Вот, к примеру, полотно «Патриот»: в цветочном горшке кактус, на котором изображена георгиевская ленточка.

Патриот

– «Патриот» – это третий холст в моей экспериментальной серии, в которой я через изображение простых вещей пытался выразить свое отношение к некоторым социальным явлениям нашего времени. Эти явления часто нелепы и глупы, но стали уже настолько привычными, что многими принимаются как должное. Этот сюжет не придуман, я подсмотрел его в одном из государственных учреждений. Празднование Дня Победы у нас часто формально выражается всевозможной атрибутикой: георгиевскими ленточками на автомобильных дворниках и наклейками на стеклах, флажками и шариками, которые мы размещаем, не раздумываясь, везде, где угодно.

Увиденный кактус с георгиевской ленточкой – это, в моем понимании, сам патриот, самостоятельный гражданин, уверенный в себе, ершистый и колючий. На кактусе уже видны маленькие отростки – его дети. Они все в отца, будут так же самоуверенно смотреть на этот мир. Цветочный горшок – это кирпичный домик с гаражом, внутри которого стоит иномарка с наклейкой «Можем повторить». Белая тарелка с золотистой каемочкой – холодильник на кухне, в котором стоит пивко и бутылочка «беленькой», чтобы было чем вкусно отметить праздник. А на заднем фоне видны всполохи праздничного салюта. Мы слишком обыденно и легкомысленно относимся к подвигу наших предков – вот в чем основная мысль этой работы.

Такой же философский подтекст несут другие работы художника. Посмотрим на полотна «Коробка с мелочью», «После ремонта», «О как!». Все эти сюжеты тоже подсмотрены в реальной жизни. На полотне «Коробка с мелочью» – инвалид, ветеран боевых действий. Он вынужден просить милостыню, сидя на холодном асфальте, его единственный друг – верная собака. Но во взгляде калеки – надежда, он щурится на яркое солнце и радуется новому дню.

Коробка с мелочью

Сюжет картины «После ремонта» подчеркивает остаточный принцип финансирования нашей медицины. Денег, выделенных на ремонт больницы, хватило только на установку красных кнопок вызова врача, а стены остались облезлыми и не покрашенными.

После ремонта

На картине Андрея Максимова «О как!» изображен бандитский глаз видеокамеры, фиксирующей нарушения правил дорожного движения. Андрей Сергеевич – ярый мотоциклист и автомобилист с большим стажем, и прекрасно знает, что зачастую эти камеры ставятся вовсе не для поддержания порядка на дорогах, а для опустошения карманов автолюбителей. Конечно, правила дорожного движения соблюдать необходимо, но у нас взимание штрафов превратилось в частный бизнес, и смириться с этим нелегко.

О как!

На картине «Стена» 2016 года изображен молодой художник, только что завершивший новое граффити. Он весь перепачкан краской, лица не видно под респиратором, но он явно доволен своей работой.

Стена

Несколько лет назад на отчетной выставке Союза художников Андрей Максимов показывал полотно «Цербер», на котором изобразил трех своих собак, каждую со своим характером и своей милой физиономией.

Цербер

Не удержался художник и от того, чтобы не написать знаменитую церковь Успения Богородицы в селе Калинино. Ее писали многие забайкальские художники, но каждый видит этот шедевр архитектуры по-своему. «В живописи нужно быть смелее», – с улыбкой бросает художник эффектную фразу. В своем творчестве он придерживается именно такого принципа.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Определенную долю в творчестве Андрея Максимова занимает и графика. В 2019 году появились на свет первые листы серии «Остались», в которую входят рисунки заброшенных домов. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что жизнь ушла из этих умирающих строений не полностью: где-то в стропилах прячется кошка, покосившийся почтовый ящик ждет письма, в стеклах чердака мелькают призраки, стремящиеся вырваться наружу. У умирающих домов, как и у людей, есть душа – такую мысль передает в своих рисунках наблюдательный художник.

Работы Андрея Максимова достаточно часто экспонируются на выставках. Его первая персональная выставка прошла в 2003-м в стенах Забайкальского государственного университета, когда он еще был студентом. Были персональные показы в краевой налоговой инспекции, в драматическом театре. Ежегодно картины кисти Андрея Максимова можно видеть на выставках в Забайкальском краевом художественном музее. В 2016 году он вступил в Союз художников России, и теперь показывает свои работы на отчетных выставках. И, конечно же, он постоянный участник арт-проекта «Мост через реальность». Выставочный стаж Андрея Максимова насчитывает уже более двух десятилетий.

На выставке «Мост через реальность», 2014

В 2024 году в манере старых мастеров написан диптих с названиями «Молюсь о вас» и «Помню о вас». Темный тон, коричнево-красный колорит и тонкие лессировки уводят как бы в прошлое академической живописи, к евангельским сюжетам. Эмоциональный фон живописного полотна погружает зрителя во мрак переживаний персонажей, и их взгляды заставляют сопереживать им. Эти работы стали знаковыми в творчестве автора.

Диптих «Молюсь о вас. Помню вас», 2024

На левой части диптиха изображение постаревшей матери в траурном платке олицетворяет боль и ужас от потери сыновей, ушедших на фронт. Правая же часть диптиха повествует нам о старике, чья память о погибших сынах преследует его оставшуюся жизнь. На первом плане пустой стол, композиционно связывающий оба полотна, отсылает нас к Евангелию и выступает как символ утраты. В левом углу картины изображена икона Богоматери «Путеводительница» (Одигитрия) с младенцем, с молитвами к которой обращаются, когда сыновья уходят на войну. В целом эта работа открывает новый этап в творчестве художника, возвращая в русло православия после череды творческих экспериментов.

Фрагмент картины «Молюсь о вас»

В данный момент идет подготовка к персональной выставке, в которой можно будет увидеть путь становления художника. В целом уже определена концепция выставки, но автор пока не торопится её раскрывать, чтобы сохранить творческую интригу.

Фрагмент картины «Никто не забыт, ничто не забыто», 2025

За последние три года Андрей Максимов стал одним из восьми спикеров на Забайкальском детском культурном форуме. Это крупное культурное мероприятие призвано объединить ребят различных творческих направлений, расширить круг общения и познакомить участников с профессиональным образованием в сфере культуры, в частности, с обучением в Забайкальском краевом училище искусств.

В 2023 году Андрей Максимов удостоен звания заслуженного деятеля искусств Забайкальского края благодаря работе в различных проектах в сфере культуры и за многолетний педагогический стаж в области художественного образования.

Андрей Максимов и Федор Машечко

Как и у любого разностороннего человека, у Андрея Максимова есть хобби. Прежде всего, как мы уже упоминали, он заядлый мотоциклист. Увлечение длится целых три десятилетия. За это время он сменил немало «железных коней», у него были знаменитые советские мотоциклы «Восход», «Минск» и «Ява», а теперь он ездит на японском мотоцикле «Хонда» 1988 года выпуска. «Мотоцикл могу разобрать и собрать по винтику, это моя стихия», – говорит Андрей Сергеевич.

С супругой Еленой

Другое, не менее важное хобби в жизни художника – бодибилдинг. Каждый день, даже не глядя на погоду и усталость, Андрей Максимов проводит не менее часа в спортзале. Уже шесть лет он выступает на чемпионатах по бодибилдингу, и весьма успешно. Спорт помогает всегда быть в тонусе, и поэтому сил хватает и для работы, и для творчества.

На соревнованиях по бодибилдингу

Я все успеваю благодаря супруге Елене, – говорит художник. – Она моя муза и идейный вдохновитель, и помогает мне во всех направлениях деятельности. Елена тоже известный читинский художник и педагог. Прекрасный творческий тандем!

                                                                                      Андрей Кодин.

Фото и репродукции Андрея Кодина, Евгения Галузы и из коллекции Андрея Максимова