В апреле 2025 года исполняется 55 лет со дня рождения забайкальского живописца Андрея Пащенко. С Андреем Петровичем мы знакомы давно, мне доводилось ездить с ним на пленэры и писать о его работах. Он неоднократно помогал реставрировать картины моего отца, читинского художника, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Ефимовича Кодина.
Накануне юбилея я заглянул в мастерскую Андрея Пащенко, которая находится в доме по улице Ангарской, чтобы поговорить о жизни и творчестве, поснимать старые и новые работы.
Картины, написанные кистью заслуженного деятеля искусств Забайкальского края Андрея Пащенко, неизменно привлекают внимание зрителей на всех художественных выставках, проходящих в нашем крае. Мы видим великолепные, колоритные пейзажи, на которых запечатлены маленькие домики в сельской глубинке, городские улицы во все времена года, мерное течение Ингоды, цветение багульника, золото забайкальской осени, яркие, неподражаемые психологические образы наших земляков. Мастер работает с огромным напряжением сил, вкладывая в свои творения и душу, и сердце.

В мастерской Андрея Петровича творческий беспорядок граничит с божественной гармонией художественных работ, которых тут невообразимое множество. Сейчас эту мастерскую Андрей Пащенко занимает вместе со своим коллегой по творческому цеху, забайкальским художником Вячеславом Скроминским. А в былые годы здесь работало немало прославленных забайкальских живописцев, в том числе Лазарь Новицкий и Владимир Форов.
В кажущейся тесноте и беспорядке мастерской на самом деле всё тонко продумано. Помимо стеллажей с кистями и красками, мольбертов и холстов в арсенале художника есть и столярные приспособления. Мастер все делает своими руками: выпиливает рамы и подрамники, натягивает и грунтует холсты. Процесс создания картины – занятие весьма трудоемкое. Зачастую художнику приходится работать одновременно сразу над несколькими полотнами. Каждая картина, словно дитя, рождается в творческих муках.
– Андрей, расскажи, пожалуйста, как ты пришел в профессию.
– Я родился на Украине в 1970-м, в городе Корсунь-Шевченковский, в 140 километрах от Киева. Там же учился в художественной школе и художественном училище, которое, к сожалению, не успел окончить, ушел в армию. Попал в Забайкалье, служил в инженерных войсках, получил специальность технолога по монтажу радиоприборов. Но всегда хотел быть художником. Занимался оформлением ленинских комнат, наглядной агитацией. После прохождения службы остался в Забайкалье, начал карьеру с должности художника-оформителя в краеведческом музее.
В начале 90-х я познакомился с художником Александром Кузьминым, а через него – с председателем Читинского отделения Союза художников России Владимиром Ивановичем Форовым. Позднее моими наставниками стали Николай Орлов и Вячеслав Скроминский. Забайкальские живописцы оказали огромное влияние на мою творческую судьбу, за что я им бесконечно благодарен.
С 2000 года я начал принимать активное участие в выставках. В 2010-м стал членом Союза художников России. Вообще я считаю, что художник не тот, кто получил специальное образование или вступил в Союз художников, и даже не тот, кто зарабатывает своим мастерством.
Художник – это внутреннее состояние, потребность постоянного, непрерывного творчества, ощущение радости творческого процесса. Слава Богу, эту радость я непрерывно испытываю.
— Как сейчас живется художнику? В чем проблемы и трудности профессии?
– Сейчас нелегко всем, а человеку творческой профессии трудно вдвойне. Аренда мастерских, материалы для работы – все это стоит немалых денег. Для того чтобы заниматься творчеством, необходимо принимать коммерческие заказы, а их, к сожалению, сейчас очень мало.

Парадокс в том, что то, чего хочет обыватель, и то, чего хочет сам художник – вещи совершенно разные и даже несовместимые. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься творчеством, часто приходится выполнять массу рутинной работы. Впрочем, эта проблема стояла перед художниками во все времена.

К сожалению, сейчас совершенно нет спроса на монументальные работы. Росписи стен, мозаики, оформление интерьеров пользовались спросом в советский период нашей истории. Теперь все утилитарно и стандартизировано, творчество художника уже не пользуется массовым спросом. Но мы продолжаем нашу работу, в ней вся наша жизнь.
В последние годы уровень продаж произведений живописи неизменно падает. Единственная страна, куда постоянно ездили работать живописцы, – это соседний Китай. Наши восточные соседи питают неизменный интерес к живописи и платят за работу художников пусть скромно, но стабильно. По большому счету, это торговый конвейер по производству сувенирной продукции. А все серьезные работы художник создает уже в тишине своей мастерской.

2024. Холст, масло
– Андрей, ты являешься автором самого большого художественного полотна в Забайкалье – диорамы «Штурм Хайларского укрепрайона», которая была открыта 2 сентября 2018 года в Военно-историческом музее Дома офицеров (ОДОРА). Расскажи, пожалуйста, об этой монументальной работе.
– Диорама посвящена заключительному этапу Второй мировой войны на Дальнем Востоке – Маньчжурской стратегической наступательной операции Советских Вооруженных Сил в августе 1945 года. В ходе этих боев погибло около 37 000 советских воинов, но их итогом стала безопасность восточных рубежей нашей страны и свобода Китая.
Писать это полотно в память о наших воинах было для меня и большой честью, и огромной ответственностью. Работу пришлось выполнить в предельно сжатые сроки – за полгода, хотя над таким полотном, по большому счету, нужно было бы работать несколько лет. Поэтому я часто думаю о том, что мог бы многие детали написать гораздо лучше. Пришлось много работать в архивах, изучать старые фотографии, образцы военной техники тех лет, военную форму советских и японских солдат, написать огромное количество эскизов и даже побывать на месте сражений.
Нужно отметить, что над созданием диорамы трудился большой коллектив, мной выполнена живописная ее часть. Осуществление этого масштабного проекта стало возможным благодаря Президентскому гранту, полученному Читинским городским Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Я счастлив, что мне удалось внести вклад в создание летописи воинской славы нашей страны и нашего края.

2019. Холст, масло
– В чем счастье художника?
– Творчество – это и есть счастье. Я никогда не стремился кого-либо удивить своими работами. Просто испытываю огромное удовлетворение от самого процесса создания картины.
А ведь многие люди всю жизнь занимаются нелюбимым делом только ради того, чтобы кормить семью. Ну, а если ты любишь свою работу, и плоды твоего труда радуют других – это счастье вдвойне.
— Уже несколько раз героиней твоих портретов становится дочь Варвара. Как она относится к твоему творчеству, чем занимается сейчас?
– Наверное, не все знают, что на большом портрете «Девочка с веером», который я показывал на краевой художественной выставке 2019 года, изображена моя дочь. Но я стал замечать, что чем старше она становится, тем труднее создать ее образ. Смотрю и понимаю, что есть какая-то неуловимая разница между тем, что видят глаза, и тем, что ложится на холст.
Варвара уже взрослый, самостоятельный человек. Она студентка второго курса факультета журналистики Казанского университета. Наверное, к творчеству отца она относится положительно. Вот сейчас делаю набросок нового её портрета…

– Многие считают, что Пащенко – прежде всего великолепный портретист. Портрет действительно твой любимый жанр живописи?
– Я не считаю себя выдающимся портретистом, хотя портрет занимает значительную часть моего творческого багажа. Это жанр исключительно сложный, требующий глубокого психологического проникновения в создаваемый образ. Конечно, в этом ключе у меня есть удачи, которые я показывал на выставках и которые обратили на себя внимание зрителей.
Среди них – портрет рыжеволосой девушки «Златая», портрет китайского рабочего «Нихао», портреты художников Николая Орлова, Доржи Гомбоева, Баяра Ширибазарова, заслуженного художника России Романа Цымбало, фотохудожников Александра Калашникова и Фёдора Машечко, портреты отца, матери и другие работы. Особенно трепетно отношусь к образам наших стариков, ведь в их лицах видна мудрость, рожденная вереницей прожитых лет.
Тем не менее, пейзаж занимает в моем творчестве важное место. Забайкалье – край удивительно красивой природы. Во многом именно эта красота сделала из меня художника. Моя любовь к Забайкалью началась тридцать пять лет назад, когда я начал ездить на пленэры с Николаем Константиновичем Орловым и Вячеславом Скроминским. Неоднократно бывал во многих живописнейших уголках нашего края, а также не Байкале, и всюду черпал вдохновение для новых и новых работ.

2020. Холст, масло
С натюрмортом у меня отношения сложные. Само название – «мертвая природа» – мне изначально не нравится. Поэтому иногда пишу именно живую природу. Вот, например, яркий и колоритный индюк, бойкие куры, смешные хрюшки, голуби на крыше у печной трубы. Стараюсь изображать жизнь во всех ее проявлениях, ничего не приукрашивая, но и не пропуская красоты обыденных вещей.
– У тебя на мольберте стоит большой портрет ветерана Великой Отечественной войны. Это пожилой человек в шляпе, с орденами и медалями на груди. Расскажи, пожалуйста, об этой работе?
– Это собирательный образ. Мы еще помним великое поколение, победившее в страшной войне, возродившее страну из пепла, вырастившее и воспитавшее нас. Когда я узнал об акции, по условиям которой 16 областей Дальневосточного федерального округа должны представить художественные работы к 80-летию Великой Победы, решил принять в ней участие. Спешу дописать этот портрет, до Дня Победы он уже должен быть во Владивостоке.

— Вот великолепный портрет пожилой женщины в летней шляпке, сидящей на скамейке и держащей на поводке небольшую смешную собаку. Кто это?
– Это портрет старейшей жительницы из подъезда, где находится наша художественная мастерская. Её зовут баба Шура. Ей уже около 96 лет, и она пребывает в добром здравии. В хорошую погоду она часто выходит посидеть на скамейке и может рассказать множество историй о художниках, которые здесь работали. Она прекрасно помнит и Лазаря Семеновича Новицкого, и Владимира Ивановича Форова.

2022. Холст, масло
Как я уже говорил, портреты пожилых людей, чьи лица светятся мудростью, мне удаются всегда хорошо. Вот портрет замечательной художницы, модельера-дизайнера и создательницы художественной галереи в поселке Листвянка на Байкале Светланы Иннокентьевны Каницкой. Я написал его в 2023 году. А совсем недавно пришла печальная новость – Светланы Иннокентьевны не стало. Пусть мой портрет будет светлой памятью об этом добром и талантливом человеке.

2023. Холст, масло

2024. Холст, масло

2023. Холст, масло

2021. Холст, масло
Однажды я увидел, как женщина-кондуктор заснула на своем рабочем месте в троллейбусе. И она тоже стала героиней портрета, который я показывал на выставке Союза художников в 2023 году. Героями моих портретов становятся и маляр в рабочий полдень, и пастух в поле, и дирижер симфонического оркестра. В людях много прекрасного, главное – поймать мгновение и перенести его на холст.

– В каких выставках ты принимал участие недавно?
– Прежде всего, в каждой ежегодной выставке регионального отделения Союза художников России, которая проходит осенью. В 2023 году мои работы экспонировались на межрегиональной выставке Союза в Улан-Удэ. В феврале 2025 года в Забайкальском краевом художественном музее прошла отличная выставка трёх Союзов, на которой экспонировались работы художников из Читы, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, в ней я тоже принимал участие.
Могу еще вспомнить Международную выставку «Трансграничье» 2024 года, на которой экспонировались работы художников из России, Монголии и Китая, и Международную выставку искусств «На Великом чайном пути», которая проходила под эгидой Восточного экономического форума в 2024 году.
Кроме того, я уже несколько лет подряд принимаю участие в работе жюри Международного фестиваля детского творчества «Гуранёнок» вместе с моим другом и коллегой Вячеславом Леонидовичем Скроминским. Я также член жюри краевого творческого конкурса авторских работ среди студентов и преподавателей профессиональных образовательных организаций Забайкальского края «Союз прекрасных муз» в номинации «Изобразительное искусство».

2025. Холст, масло
Я рад, что не только живу в искусстве сам, но и помогаю выйти на этот прекрасный путь талантам из новых поколений. В заключение скажу, что всей душой и сердцем люблю Забайкалье, где я прожил большую часть моей жизни. Здесь мой дом, моя семья, здесь выросли мои дети. Я влюблен в нашу землю, в наших замечательных людей. Буду продолжать работать на благо культуры нашего края.
В мастерской художника побывал Андрей Кодин
Полотна кисти Андрея Пащенко есть в коллекциях не только забайкальских любителей живописи. Некоторые работы хранятся за рубежом, в Китае, а также в Генеральном штабе Российской Армии в Москве. Многие картины Пащенко были подарены именитым гостям нашего края. Его городские пейзажи включены в художественное издание «Город на холсте», вышедшее в 2011 году.