В мастерской Станислава Мосина

Член Союза художников России, преподаватель художественно-графического отделения Забайкальского краевого училища искусств, живописец Станислав Мосин сегодня отмечает день рождения. Накануне этой даты мы побывали в мастерской художника и побеседовали о жизни и творчестве.

Станислав Мосин в мастерской. Фото Андрея Кодина

– Станислав Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я коренной забайкалец, родился в 1985 году в приграничном поселке Приаргунске в семье военного. Но по иронии судьбы детство провел на Львовщине, на советско-польской границе, куда перевели служить отца сразу после моего рождения.

Ну а после развала СССР нас снова вернули в Приаргунск, здесь я окончил среднюю школу. Любил рисовать в школьных тетрадях, но признаюсь честно, что никогда не думал о карьере художника. Планировал поступать в педагогический университет, однако там была проблема с общежитием. Поэтому мой выбор пал на художественное отделение Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств). Как оказалось, выбор был правильным и судьбоносным.

В мастерской Станислава Мосина. Фото Андрея Кодина

В те годы директором училища был легендарный Эдвард Станиславович Маковский. А мне посчастливилось попасть в руки замечательного педагога – Натальи Ивановны Банниковой. За пять лет учебы она сделала из меня настоящего художника, в буквальном смысле вырастив профессионала и педагога.

Во время преддипломной подготовки на пятом курсе с нами занимался забайкальский живописец Владимир Иванович Форов. Мы собирались прямо у него в мастерской в совершенно неформальной обстановке, приносили на обсуждение свои эскизы, пили чай, разговаривали не только о живописи, но и обо всем на свете. Эти уроки остались в памяти навсегда. В своей мастерской я бережно храню небольшой этюд кисти Владимира Ивановича на память об учителе и мастере.

Моя дипломная работа называлась «Таежное утро». Я не считаю ее совершенной, но комиссия оценила картину на «отлично».

Станислав Мосин со своей новой работой — пейзажем Кодара. Фото Андрея Кодина

– После окончания училища вы продолжили художественное образование?

– Да, в 2008 году я поступил в Красноярский художественный институт (ныне – институт искусств имени Хворостовского) на кафедру живописи. Моим педагогом был выпускник Репинской академии, замечательный красноярский художник Юрий Федорович Заварзов. Мне очень повезло, это был сильнейший педагог в плане рисунка и композиции. Даже спустя много лет после окончания учебы мы продолжали общаться. К большому сожалению, Юрия Федоровича не стало в июне 2024 года.

Арахлей. Закат. 2019. Холст, масло

В 2010 году мне пришлось на год прервать обучение, я был призван на военную службу, которую по собственному желанию проходил на Тихоокеанском флоте в городе Владивостоке. Хочу сказать, что впечатления от службы на военном судне стали основой сразу нескольких моих живописных полотен.

Собственно говоря, художественное творчество продолжалось и во время самой службы: постоянно приходилось заниматься оформительской работой, рисовать портреты, расписывать ремни и даже тела сослуживцев, а по заказу командования мной были написаны две картины с изображением кораблей дивизиона, одна из которых находится в штабе Тихоокеанского флота.

Чарские пески. Этюд. 2024. Холст, масло

Наш средний разведывательный корабль «Курилы» базировался в бухте Диомид рядом с Русским островом. Как художнику, приходилось красить борта нашего судна и наносить бортовой номер. Впечатления от службы остались на всю жизнь.

Могу рассказать и о том, что однажды, во время боевого похода вокруг берегов Японии, наше судно попало в аварийную ситуацию: на один из гребных винтов намотались рыбачьи сети. Устранять проблему пришлось двое суток, в течение которых вокруг нас неоднократно пролетали японские самолеты-разведчики. И вот тут-то мне пришлось пережить момент краткого психологического боя, точно такого же, который в своем моноспектакле «Как я съел собаку» ярко показал наш замечательный актер и писатель Евгений Гришковец. Забыть эти мгновения невозможно.

Примечание: Описать бой словами не представляется возможности. Всех заинтересовавшихся отсылаем к видеоверсии спектакля Евгения Гришковца «Как я съел собаку».

Кодар и Чарские пески. 2024. Холст, масло

В 2020 году на краевой отчетной выставке регионального отделения Союза художников России вы показали гигантское и впечатлившее всех зрителей полотно «Под Золотым мостом. Владивосток». Скажите несколько слов об этой работе?

– Это был незабываемый момент прохождения нашего военного судна под знаменитым мостом. Команда в парадной форме выстроилась вдоль борта. Третий слева матрос в строю, с рыжеватой шевелюрой, держит бескозырку в руках. Нетрудно догадаться, что это – автор картины.

Под Золотым мостом. Владивосток. 2020. Холст, масло

– После окончания военной службы вы продолжили обучение в художественном институте?

– Да, приступил к обучению с новыми силами и новыми впечатлениями. В 2015 году закончил обучение в творческой мастерской профессора Александра Анатольевича Клюева и на отлично защитил дипломную картину «Масленица».

Ряженые. 2015. Холст, масло

Годы учебы были наполнены событиями. Это были многочисленные пленэры, в том числе в Хакасии и на Байкале, копейная практика в Эрмитаже. Мы приходили в музей к семи часам утра, и работали до прихода первых посетителей. Эрмитаж остается моим самым любимым музеем, и, как живописец, я очень люблю Петербург.

Люблю и Русский музей, здесь находится мое любимое полотно кисти Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Если попадаю в Русский музей, всегда сначала иду к этой гигантской картине, а уже потом смотрю всю экспозицию.

Надо сказать, что у нас в институте была отличная группа, мы до сих пор общаемся, прошлой весной я ездил к ребятам в гости, и мы даже провели небольшую совместную дружескую выставку.

Натюрморт с рыбами. 2022. Холст, масло

– Педагогической работой вы занялись сразу после окончания института?

– Да, в свое время я обещал моему любимому педагогу Наталье Ивановне Банниковой, что после учебы вернусь работать в училище, и я свое обещание сдержал. Сразу после получения диплома в 2015 году начал преподавание специальных дисциплин. Думал поработать немного, но вот прошло уже девять лет, и желания менять место работы нет совершенно. Часто ловлю себя на мысли, что на работу иду как на праздник. Наверное, это и есть настоящее счастье.

Путь к звездам 2017. Холст, масло

Хочу особо отметить, что у нас сложился замечательный педагогический коллектив, все преподаватели – люди творческие, прекрасно понимающие задачи, проблемы и цели нашей работы. И ветераны училища, и молодые педагоги отлично понимают, ценят и уважают друг друга.

Многие мои выпускники уже сами работают педагогами в школах, а некоторые продолжили обучение в Красноярске, Новосибирске и Москве.

Станислав Мосин в мастерской. Фото Андрея Кодина

– Педагогическая деятельность не мешает творческому процессу?

– Не только не мешает, но и вдохновляет на новое творчество. В выходные у меня достаточно времени для работы в мастерской. Раньше это была мастерская известного забайкальского живописца, заслуженного художника России Валентина Васильевича Кандалова. Как говорится, эти стены «намолены», пропитаны энергией творчества. Я – член Союза художников России с 2017 года, рекомендации на вступление в Союз мне давали известные забайкальские живописцы Николай Константинович Орлов и Александр Юрьевич Мильер.

Мастерская позволяет писать и хранить полотна большого размера, и я пользуюсь этой возможностью. Стараюсь участвовать во всех выставках, сейчас думаю, какие работы показать на отчетной выставке регионального отделения Союза художников в нынешнем году.

– В октябре 2022 года на выставке Х юбилейного проекте «Мост через реальность» вы показали масштабный триптих «Камлание», который произвел особое впечатление на зрителей. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

Станислав Мосин и его триптих «Камлание». Фото Андрея Кодина

– Тема триптиха близка и понятна жителям регионов Сибири и Дальнего Востока, где коренные народы исповедуют культ обожествления природы и общения с ней через духовных посредников – шаманов. Главные атрибуты камлания, древнего ритуального обряда, – это огонь, бубен и таинственный наряд шамана, в котором его распростертые руки напоминают крылья гигантской птицы. Вихрь танца в лучах ритуального костра я постарался изобразить средствами живописи.

Работа над триптихом шла почти пять лет. В 2017 году на свет появилась только его центральная часть, и она была показана в экспозиции очередного проекта «Мост через реальность». Идея триптиха была навеяна композицией группы «Пикник» «У шамана три руки». Внимательный зритель обратит внимание, что эта самая третья рука с бубном изображена в верхней правой части полотна.

Камлание. Триптих. Центральная часть. 2017-2022. Холст, масло

После первого показа работа почти три года находилась в мастерской, пока в 2020 году мне под руку не попались старые эскизы, сделанные «на скорую руку» еще во время студенчества. Они помогли дополнить композицию еще двумя холстами, работа над которыми постепенно шла почти два года. Правая и левая части триптиха как бы зеркально отображают друг друга, показывая вихрь ритуального танца вокруг священного огня тёмной и светлой частей сущности шамана.

Камлание. Триптих. Левая часть. 2017-2022. Холст, масло
Камлание. Триптих. Правая часть. 2017-2022. Холст, масло

Любому творческому человеку всегда интересна тема общения человека с мистической стороной бытия. Через три полотна, объединённые общей идеей, я постарался выразить свои размышления в этой сакральной области. Вообще я люблю подолгу работать над каждой картиной, переписывать и дорабатывать полотно. Часто делаю это даже после того, как картина побывала на выставке. Со временем начинаешь замечать недочеты, появляются новые мысли и в конечном итоге работу хочется довести до совершенства.

– Персональная выставка ваших работ проходила в 2017 году в стенах Забайкальского краевого художественного музея. Планируете проведение нового персонального показа?

– Да, материала уже накопилось достаточно. Ориентировочно планирую проведение новой персональной выставки в городской картинной галерее в феврале 2025 года.

– В вашей мастерской целая коллекция электрогитар. Очевидно, музыка тоже занимает не последнюю роль в вашей творческой жизни?

– Музыкой интересовался с самого детства. У отца была коллекция кассет и пластинок, и уже тогда я слушал Высоцкого, «ABBA», «Boney M» и даже Битлз. Ну а потом была учеба в музыкальном училище, и хоть я учился на художественном отделении, но с музыкантами общался и дружил. Всегда любил группы «Кино», «Арию», «ДДТ», «Чижа»… Во время учебы менялись с друзьями дисками и кассетами, вместе слушали металл, тяжелый рок и музыку других направлений. Картины пишу, слушая любимую музыку. Ну, и сам немного играю на гитаре.

Станислав Мосин. Фото Андрея Кодина

– А еще в вашей мастерской есть несколько скульптурных работ. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем….

– Во время учебы много общался со скульпторами, и со временем тоже появилась тяга к этому направлению творчества. Пока я еще только вхожу во вкус, но уже занимался резьбой по дереву и даже льду, участвовал в оформлении ледового городка на площади Ленина. Не исключено, что со временем займусь скульптурой серьезнее. В Чите практически нет скульпторов, в нынешнем году не стало замечательного мастера Валерия Шамильевича Баширова. Светлая ему память.

Скульптуры Станислава Мосина. Фото Андрея Кодина

– Спасибо, Станислав Александрович, за рассказ о жизни и творчестве, наверняка, многим будет интересно заглянуть в вашу мастерскую, увидеть новые работы и поразмышлять о роли изобразительного искусства в жизни каждого забайкальца!

Станислав Мосин. Фото Андрея Кодина

                             В мастерской Станислава Мосина побывал Андрей Кодин