Как становятся художниками?

Поразмышлять над этим вопросом мы попросили забайкальскую художницу, преподавателя отделения дизайна, живописи, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Забайкальского краевого училища искусств Елену Мухометьянову.

– Елена Сергеевна, вспомните, пожалуйста, о ваших первых шагах в изобразительном искусстве?

– Я родилась в Мурманской области, в поселке Нивский, рядом с местом Полярные зори. Папа был военным, а мама – медицинским работником. В 80-х отца перевели служить в Монголию, а в 1990-м направили в город Нижнеудинск Иркутской области. Там прошли лучшие годы моего детства.

Мама научила меня вязать, вышивать, плести макраме – как сейчас говорю, я прошла курсы «благородных девиц». Вообще я думаю, что именно по линии мамы передались мне задатки к творчеству. Бабушка Аня умела хорошо шить и вязать, к ней ходила вся деревня то за выкройками, то за новой юбкой. Мамины сестры были профессиональными портными, отлично рисовали, и когда они приезжали в гости, мы вместе рисовали красивых бумажных кукол и платья к ним. Так проходили первые уроки художественного мастерства.

– Какую роль в выборе профессии сыграли школьные уроки рисования?

– В 1994 году я пошла в первый класс, и самым первым уроком был урок рисования. Помню как сейчас, тема была свободная, и я нарисовала яблоки, висящие на дереве, и вокруг них кружили пчелы. Урок закончился, я стала собирать краски, и тут ко мне подходит одноклассник и с важным видом рассматривает мой рисунок. Посмотрел и говорит: «Да тебе в художку надо».

Я озадачилась: что за «художка» такая? Оказалось, что у моего одноклассника Максима Комарова мама была директором художественной школы. Он, как и я, был сыном военного, и жили мы в одном военном городке. Когда мы возвращались домой вместе, я его расспросила, что это за место такое дивное – «Художка»? Он мне так красочно расписал, что это место, где учат детей рисовать, и что там есть подготовительная группа, куда я могу ходить уже сейчас, а потом, когда исполнится 12 лет, пробовать поступить в саму школу.

Рядом с автопортретом

Я загорелась мечтой учиться в художественной школе, но родители не согласились, переживая, что из-за слабого здоровья я не потяну такую нагрузку.

В третьем классе вести уроки рисования к нам в школу пришла студентка-практикантка. Видимо, она была прирожденным педагогом, от нее мы узнали, как при рисовании соблюдать пропорции лица и фигуры человека, и даже услышали о такой дисциплине, как история искусств. Уроки были настолько интересными, что я решила «взять родителей на измор», и каждый день просила отдать меня учиться в художественную школу.

На открытии персональной выставки

– Ваша мечта в результате сбылась?

– Когда мне исполнилось долгожданные 12 лет, родители сдались, и меня повели на вступительные экзамены. Моему счастью не было предела, хоть сердце и захлестывало волнение.

И вот это заветное место – художественная школа. Был всего один вступительный экзамен – по живописи. Стоял натюрморт с большой стеклянной бутылью в пластиковой плетенке. Писала я его долго, остальные уже закончили, а я задержалась. В аудиторию вошла комиссия из двух преподавателей, и они сказали: «Рисует очень медленно, но стоит взять». Посмотрели на меня, на работу, и кивнули: «Берем». У меня тогда чуть сердце не выпрыгнуло, сначала со страху, что не возьмут, а потом от радости, что взяли! Так в 1998 году я стала ученицей Нижнеудинской детской художественной школы.

Куратором нашей группы была Инесса Сергеевна Кривдова. Молодая, изящная, дружелюбная, и в то же время строгая и требовательная, она почти парила, входя в класс. Она дала нам прекрасную подготовку по технике рисунка, а мама моего одноклассника, Мария Александровна Комарова, вела у нас историю искусств.

Хочется вспомнить еще одного замечательного преподавателя – Бориса Николаевича Роленкова. Спокойный и выдержанный, он очень интересно и доходчиво вел занятия, и казалось, что после его пояснений все рисунки чудесным образом получались сами собой.

Даба (Луна). 2019. Холст, акрил. 2019

Дисциплина в «художке» была железной: за неуважительные пропуски занятий запросто могли исключить! Запрещалось опаздывать и приходить не готовым к уроку. В конце каждого полугодия был просмотр, мы оформляли работы по рисунку, живописи и композиции в паспарту, преподаватели помогали сделать нам развеску от потолка до пола.

А летом у нас был настоящий пленэр, мы ходили по городу, и Инесса Сергеевна учила нас, как делать зарисовки и писать этюды с натуры. Мне нравилось, что было все серьезно. К сожалению, получилось поучиться в «художке» только год, отец закончил военную службу, и мы переехали в Читу, где жили папины родители.

Донгарма (Белолицая). 2023. Холст, акрил

– И все же вы не оставили мечту о художественном образовании?

– С 1999 по 2004 год я училась в Читинской средней школе № 9, в физико-математическом классе. Попыталась учиться и в Центральной детской художественной школе, но мне не очень нравилась организация учебного процесса, и я решила уйти.

От одноклассниц узнала, что в городе есть Центр эстетического воспитания детей «Орешки». Я пришла учиться в «Орешки» у замечательных преподавателей Елены Юрьевны Калягиной и Натальи Витальевны Власовой. Именно они привили любовь к декоративно-прикладному искусству, к различным видам росписи.

В «Орешках» я научилась работать тоненькими кистями при росписи, познакомилась с техникой линогравюры и открыла для себя волшебство глазурей для керамики. В 2002 году получила аттестат об окончании школы.

К сожалению, я не знала, что в Чите на базе музыкального училища было художественное отделение, поэтому решила продолжить учиться в 10 и 11 классах. В школьные годы я окончила курс «График-дизайнер печатной продукции». А еще я ходила заниматься в класс гитары в ЦДМШ, музыка тоже важна для общего развития.

Нирана (Солнце). 2023. Холст, акрил

– Какой была следующая ступень в вашем художественном образовании?

– В 2004 году я поступила в Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского на факультет художественного образования, где училась пять прекрасных лет. Моими преподавателями были: Н. М. Тюменцева, Н. П. Пурбуев, Р. М. Золотухина, Н. И. Банникова (Филатова), А. Н. Тараненко, В. И. Филиппова, В. В. Баева. Я очень благодарна всем этим замечательным людям.

Большое влияние на меня оказала Наталья Ивановна Банникова. Она так просто и легко объясняла предмет композиции, что с занятий я всегда уходила с мыслью: «Ведь все так просто! И как я сама до этого не додумалась?». Вот эту доступность в объяснении нового материала я считаю самой важной вещью и в своей преподавательской деятельности.

Рита Мидтхатовна Золотухина привила мне любовь к скульптуре. На первом курсе мы пропадали все свободное время в кабинете скульптуры, глубоко изучая этот замечательный предмет.

Преподаватель истории искусств В. В. Баева расширила мой кругозор и научила находить интересную информацию о художниках в многочисленных книжных изданиях.

Ночь. 2024. Холст, акрил

– Когда вы начали преподавательскую деятельность?

– После окончания университета в 2009 году я осталась работать на факультете художественного образования в должности учебного мастера. Параллельно работала на факультете дополнительного образования, и уже тогда вела предметы ДПИ и цветоведение.

С сентября 2012 года я работаю на отделении дизайна, живописи, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Забайкальского краевого училища искусств.

Теперь те преподаватели, у которых я училась, – Р. М. Золотухина, Н. И. Банникова, А. Н. Тараненко – мои коллеги.

С 2014 по 2018 год параллельно работала в родной ДШИ №7 «Орешки» на художественном отделении с прекрасным дружным коллективом под руководством О. В. Дмитриевой.

Натюрморт с тыквами. Холст, акрил

– Какие художники, стили и направления в изобразительном искусстве вас вдохновляют?

– В любом новом месте – городе, поселке или даже в другой стране я, прежде всего, бегу в краеведческий и художественный музеи, картинную галерею – в те места, где хранятся сокровища великих художников и мастеров ДПИ.

Один из самых моих любимых художников – Иван Айвазовский, особенно люблю те его работы, где стихии буйствуют, пред которыми захватывает дух. Меня удивляет, насколько он прекрасно передает прозрачность и множественные цветовые оттенки водной глади. Это потрясающе.

Среди моих любимых художников Врубель, Васнецов, Верещагин и Серов. Нравятся работы Билибина и Бакста, особенно разработки к театральным постановкам, оформление сцен и костюмов. Из современных художников люблю работы Даши Намдакова и Зорикто Доржиева.

Чердак мечты. 2009. Холст, масло

– Почему вы выбрали именно направление декоративно-прикладного искусства?

– После окончания факультета художественного образования я думала, что буду заниматься академической живописью. Но позже поняла, что больше всего меня восхищает именно декоративно-прикладное искусство разных народов. Наверное, это зов сердца.

Я работаю акриловыми красками и текстурными пастами, темперными красками, акварелью, тушью, а также в технике художественного вырезания из бумаги, осваиваю традиционную русскую вышивку и кукольное ремесло. В своих работах стараюсь передать восхищение народными костюмами и женскими образами.

Под влиянием монгольских атрибутов, которые были популярны в СССР (маски буддийских божеств, марки с монгольскими декоративными орнаментами, статуэтки), у меня с детства возник интерес к восточным образам. Но главную роль сыграла любимая «Монгольская книга сказок», изданная в 1986 году с шикарными иллюстрациями художника В. Лапунова. Я решила работать именно в этом направлении.

Сэсэг (Прекрасный цветок). 2023. Художественное вырезание из бумаги

Сейчас работаю над серией картин, эскизы к которым созданы под впечатлением от поездок в Монголию, где я вдохновилась образами женских традиционных костюмов, украшений и причесок.

Мне очень нравятся национальная архитектура, предметы ДПИ и традиционная одежда народов Азии (Китая, Монголии, Кореи, Тибета). Восхищает и традиционная культура малых народностей нашей страны.

Еще одно интереснейшее для меня направление – быт, история и культура русского народа, традиционные русские ремесла, одежда, головные уборы, украшения костюмов. На их основе их я сама выполняю девичьи украшения в старинной технике объемной вышивки «сажение по бели».

Сарангэрэл (Лунный свет). 2017. Вырезание из бумаги

– Вам хватает времени для собственного творчества?

– Эскизы копятся, но времени, к сожалению, хватает не всегда, ведь приходится совмещать творчество с работой и домашними делами. Студенты часто спрашивают: когда я успеваю создавать свои работы? Если какие-то графические вещи и вышивки я могу делать по ночам, то с живописными работами сложнее: нужен световой день.

У меня нет собственной мастерской, но очень бы хотелось ее иметь. Пока еще спасает то обстоятельство, что, в отличие от работ моих коллег Станислава Мосина и Андрея Максимова, мои работы не очень большого формата, но все равно дома они занимают значительное пространство.

Из серии «Удивительные дни». 2013

– Ваши творческие работы стали особо известны благодаря участию в проектах «Мост через реальность». Расскажите об этом?

– В свое время у меня появилась идея серии графических листов «Парейдолические иллюзии». В 2015 году я впервые приняла участие в выставке проекта «Мост через реальность-2», где выставила одну из таких работ. После выставки мне посоветовали шире развивать эту тему. В 2021 году я стала победителем 8-го проекта «Мост через реальность», и в качестве приза получила право на персональный показ. И тогда я смогла представить зрителям 29 работ, выполненных в этом интереснейшем стиле. Выставка называлась «Образы во снах и наяву». Большая часть эскизов к ним была выполнена еще в студенческие годы, но, благодаря участию в выставках современного искусства, я смогла воплотить эти интересные замыслы в жизнь.

Энты. 2021

– Какой совет вы бы хотели дать тем, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве?

– Постоянно учиться и любить свое дело! О себе скажу, что работа для меня одновременно и хобби, любимое увлечение. Каждый день нужно открывать для себя что-то новое. Вот, например, сейчас я изучаю свойства материалов, из которых в будущем изготовлю коллекцию кукол. Надеюсь, в ближайшее время смогу показать свои первые авторские творения и в этом новом для меня направлении.

Из серии «Удивительные дни». 2013

– Вы достаточно часто принимаете участие в выставках. Насколько для вас это важно?

– Как и для любого художника, для меня участие в выставках – дело первостепенной важности. Уже в 2009 году я была участником IV международной художественной выставки «Приграничное сотрудничество» в номинации «Графика», которая проходила в Чите. С тех пор выставляю свои работы ежегодно. Многократно была участником краевых выставок художников Забайкалья и выставок «Забайкальский вернисаж», проекта современного искусства «Мост через реальность», принимала участие в «Российской неделе искусств» и «Кубке России по художественному творчеству» в Москве, в 5-м Международном форуме молодых дизайнеров «Пространство дизайна» в Белгороде и во многих других показах. И естественно, уже готовлю работы для своей следующей персональной выставки.

Из серии «Старые дома»
Из серии «Старые дома»

Своих студентов я так же стараюсь настраивать на участие в конкурсах и выставках. Многие мои выпускники уже работают преподавателями, кое-кто пошел учиться дальше по специальности. Поэтому работа меня радует, и я хочу сказать всем, кто решил в жизни избрать путь искусства: быть художником – это круто!

На пленэре

– Елена Сергеевна, от всей души поздравляем Вас с днем рождения! Желаем новых творческих открытий и взлетов, продолжайте радовать нас своими замечательными работами!

Беседовал Андрей Кодин

Фото из архива Елены Мухометьяновой