19 декабря исполняется 78 лет со дня рождения старейшего живописца Забайкалья, заслуженного художника России Романа Михайловича Цымбало. За долгий творческий путь длиною в целую жизнь художник внёс огромный вклад в культуру и искусство нашего края и всего Дальнего Востока. Им написаны сотни полотен, которые легко узнаваемы и по характерной палитре, и по стилю. Роман Цымбало – художник-мыслитель, художник философ. Человек, творящий свое, особое пространство и время.
Он родился 19 декабря 1945 года на Украине, в городе Николаеве Львовской области, но по воле судьбы Дальний Восток стал его второй родиной. Во время войны отец и мать Романа Михайловича учились в Варшаве, а после окончания учебы жили и работали неподалеку от Львова. Когда пришли советские войска, семья Цымбало оказалась на территории СССР.
В те годы судьбы таких семей были предрешены. В 1949 году родителей репрессировали и отправили на Дальний Восток. В 1953-м они были полностью реабилитированы, но решили остаться в Хабаровске. Этот город Роман Михайлович до сих пор считает родным.
Рисовать Роман полюбил еще в школе. В 1969-м окончил художественно-графический факультет Хабаровского пединститута. С теплотой Роман Михайлович вспоминает о своих педагогах – художниках А. Платове, Е. Фентисове, Д. Романюке, А Гурикове.
Пятьдесят семь лет назад, в 1966-м, на выставке «Молодые художники Дальнего Востока» была показана его первая работа. Она называлась «Заброшенный карьер». На ней изображен реальный карьер вблизи кирпичного завода. Для студента советского вуза эта тема была довольно авангардной. Молодой художник показал, что он будет отстаивать собственный взгляд на мир, а не следовать общепризнанным канонам. Этот особый взгляд он сумел сохранить на протяжении всей творческой жизни.
Дипломная работа Романа Цымбало называлась «Пасека», и тоже была написана по живым деревенским этюдам. Защита прошла на «отлично». Он мог выбрать для работы любой город: Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, мог остаться в Хабаровске, но выбрал маленький Сретенск в Забайкалье.
В Сретенском педагогическом училище встретились и навсегда связали свои судьбы два молодых специалиста: Роман Михайлович и преподаватель истории Ольга Анатольевна. Более полвека они были вместе, рука об руку, вырастили двоих дочерей. Семья Цымбало была крепка благодаря взаимопониманию, взаимопомощи и единству творчества. О Сретенске Роман Михайлович и Ольга Анатольевна всегда вспоминали с теплом, несколько выпускников-педагогов Цымбало тех лет стали членами Союза художников России. К большому сожалению, осенью 2021 года Ольги Анатольевны не стало.
С 1972 года Роман Михайлович живет и трудится в Чите. Он работал в художественном фонде, в Доме народного творчества, вместе с коллегами по творческому цеху занимался мозаикой и росписью, художественным оформлением зданий. Среди наиболее значительных работ, выполненных Романом Цымбало, мозаичное панно на Читинском вокзале и роспись Дворца пионеров, оформление железнодорожного вокзала в Борзе, школы и Дворца культуры в Краснокаменске, гостиницы в Хараноре, Дома культуры в Зуткулее.
Многие монументальные работы Роман Михайлович выполнял со своими друзьями и коллегами, известными забайкальскими художниками Яном Ивановичем Шплатовым и Владимиром Дмитриевичем Пинигиным.
В 1980-м Роман Цымбало становится членом Союза художников РСФСР. Появилась возможность вплотную заниматься творчеством, отдавать живописи больше сил и времени. В скором времени мастер въехал в новую мастерскую на десятом этаже здания «Агентства аэрофлота». Здесь живописец творит уже более сорока лет. Мастерская хранит в себе бесчисленное количество работ, бесценные сокровища нашей культуры.
В «лихие 90-е» мастерскую пытались отобрать, помогло лишь вмешательство власти в лице депутата Анжелики Чернигиной, известного забайкальского врача и художника. Об этой помощи Роман Михайлович до сих пор вспоминает с благодарностью.
Огромное окно смотрит на город. Площадь Декабристов и кварталы новостроек, сопки на горизонте. А в мастерской теснота от множества начатых и уже оконченных полотен. И очень много старых икон. Роман Михайлович является их подлинным ценителем и знатоком.
В художественных выставках Роман Цымбало принимает участие уже более 55 лет. Крупные персональные показы его работ проходили в Чите в 1985, 1996, 2001, 2005, 2011, 2017 и 2023 годах, а также в Хабаровске в 1996 и в 2022 году. А участиям в выставках разных уровней (городских, краевых, зональных, республиканских, всероссийских и международных) просто нет числа.
Творчество художника получило широкое признание. Статьи о Р.М. Цымбало включены в энциклопедию «Художники мира», изданную в Лейпциге в 1995 году, и сборник «Лучшие люди России» 2002 года. Множество публикаций о творчестве Романа Цымбало появлялось в забайкальской прессе. Большой раздел отведен живописи мастера в фундаментальном издании «Забайкалье – полифония мира», вышедшем в 2008 году.
Произведения Романа Цымбало экспонировались за рубежом – в Японии, Монголии, Китае. Работы хранятся в художественных музеях Хабаровска, Якутска, Владивостока, Улан-Удэ, Иркутска, Читы, а также в частных российских и зарубежных коллекциях. Одна из работ хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Дважды Роман Михайлович избирался председателем Читинской организации Союза художников России: в 1990-1993 и 2001-2008 годах. В 1997 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель культуры и искусств Читинской области», в 2013-м – «Заслуженный художник России».
Роман Цымбало является лауреатом премии президиума Читинской областной конференции профессиональных творческих союзов «Чита-триумф – 95», почетным членом Хабаровской краевой организации Союза художников России, стипендиатом Президиума Союза художников России, лауреатом премии Губернатора имени народного художника РСФСР Д. Д. Дугарова. Он автор множества творческих проектов, организатор, куратор и член многих выставочных комитетов, член Международной ассоциации изобразительных искусств под эгидой ЮНЕСКО.
Цымбало, прежде всего, – художник-пейзажист, но другие жанры живописи тоже подвластны его кисти. С годами в его творчестве все чаще и чаще появляются сюжетные полотна. Сначала живописец обдумывает какую-то интересующую его большую тему, а потом раскрывает ее в нескольких картинах, связанных общим сюжетом.
Пейзажи Романа Михайловича появляются на свет не быстро. Тщательно продумываются композиция, колористические соотношения, сложные нюансы. Весна, осень, утро, вечер, рассветы и сумерки, ясные и пасмурные дни рождают в душе живописца новые сюжеты, цвет разбивается на различные оттенки. Палитра художника не броская, а часто загадочная: коричневато-серая, бирюзовая, с мягкими и теплыми переходами. Одного взгляда на полотно знатоку живописи достаточно, чтобы констатировать – это кисть Цымбало!
Часто художник берет за основу своих картин натуральные ландшафты, но не стремится к передаче детализации и фотографической точности изображения. Оттолкнувшись от колорита местности и пластики рельефа, через намеренно упрощенные детали живописец стремится поймать и зафиксировать на холсте саму внутреннюю суть геометрии пространства.
Любой пейзаж Романа Цымбало наполнен сюжетным действием, здесь ландшафт, растения, животные и люди сливаются в единое целое, композиция дышит философской осмысленностью бытия, и в то же время мягкая, теплая палитра создает дыхание загадочности, непостижимости и вечной тайны мира, в котором мы живем.
Художник уверен, что главным в любом произведении является его духовная основа. Не случайно еще со студенческих лет Роман Михайлович очень серьезно интересуется древнерусской живописью и считает ее одним из самых высших достижений мирового изобразительного искусства. Еще в студенческие годы он серьезно изучал иконографию и технологию древнерусской живописи, начал коллекционировать иконы.
Впоследствии приобретенные знания позволили живописцу заниматься профессиональной реставрацией икон и живописных произведений. Среди наиболее значимых реставрационных работ можно назвать труд, который продолжался почти два года, – Романом Цымбало был восстановлен портрет прадеда знаменитого художника-авангардиста Кандинского для Нерчинского краеведческого музея.
Приходилось реставрировать иконы после пожара в Воскресенском храме Читы, который случился в 90-х годах, а также иконы для храмов села Красный Чикой.
В стилевых особенностях полотен мастера нет ничего случайного или поверхностного. «Цымбало – художник-наблюдатель. Ему нужно увидеть неспешную жизнь холмов, проследить полеты ласточек, услышать звук далекого гудка белого парохода. Увидев, он не сразу бросается к краскам. Какое-то время он наблюдает, как созревает образ. Потом закрывается в мастерской и начинает колдовать над красками», – так описывал творческий процесс Романа Михайловича старый друг, художник, писатель и журналист Александр Лепетухин в статье «Там, где тишина и любовь», опубликованной в российском литературном журнале «Дальний Восток» в 2010 году.
Необычные пластические структуры композиционных решений и тонкие колористические соотношения, градации и эффекты – все это позволяет живописцу совершенно по-особому показывать зрителю неповторимое очарование забайкальского пейзажа. Пользуясь методом обобщения и поэтизации окружающего мира, мастер творчески преображает действительность, привносит в нее собственное, глубоко философское видение.
Природа и человек неизменно оказываются в центре внимания живописца. К природе у Цымбало отношение почтительно-трепетное, как к вечной и непостижимой тайне. Роман Михайлович часто поэтизирует несуетный сельский быт, спокойное течение деревенской жизни.
Главное в художнике, по мнению Цымбало, это стремление переживать, глубоко вдумываться в суть предметов и явлений, и желание поделиться этим переживанием с окружающими. Наверное, в этом и состоит суть культуры как таковой, вне зависимости от жанра или стиля.
Портретов у Романа Михайловича не много, и пишет он исключительно людей, близких ему по духу. Во время пребывания на творческой даче «Горячий ключ» в Краснодарском крае в 1979 году произошло его знакомство с московской художницей Аллой Беляковой, ученицей знаменитых акварелистов А. Фонвизина и Р. Фалька. Именно там появился сдержанный по цвету и манере написания, но буквально приковывающий внимание зрителя портрет Беляковой.
Между живописцами завязалась многолетняя дружба, благодаря которой Читинский художественный музей приобрел восемь уникальных акварельных листов Артура Фонвизина, 29 литографий, выполненных им и Беляковой, и 20 ее работ. Эти сокровища до сих пор являются украшением коллекции Забайкальского краевого художественного музея.
– Очень переживаю о судьбах произведений искусства, созданных нашими земляками, многих из которых уже нет с нами, – говорит Роман Михайлович. – Мечтаю, чтобы в Забайкальском краевом художественном музее появились новые современные хранилища фондов, чтобы выделялись средства на приобретение новых работ. Живописцы уходят, их творческое наследие утрачивается, вывозится за пределы края и даже за пределы страны, и этих потерь уже никогда не восполнить.
В фондах краевого художественного музея есть работы высшего уровня, которые можно привозить и выставлять в любые, самые престижные художественные музеи мира. Но для этого тоже нужна серьезная поддержка. Искусство в наши дни, как никогда раньше, ждет своих меценатов.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что работы Романа Михайловича Цымбало можно отнести к золотому фонду забайкальской живописи. Но мастер не останавливается на достигнутом и не почивает на лаврах, – человек скромный и необычайно трудоспособный, Роман Михайлович продолжает свою работу, и в этом движении состоит главный смысл жизни для любого творческого человека.
Андрей Кодин