Замечательная забайкальская художница Ольга Алексеевна Чернецова 20 сентября отмечает юбилей. Сейчас она живет в Подмосковье, но вся ее творческая жизнь неразрывно и прочно связана с родным Забайкальем.
С Ольгой Алексеевной мы познакомились уже давно, перед одним из концертов фестиваля искусств «Цветущий багульник – 2008». Вспоминаю, что тогда двадцать пять ее работ украшали фойе филармонии, создавая теплую атмосферу и праздничное настроение. Натюрморты Ольги Алексеевны выполнены в основном акварелью и гуашью, техника рисунка великолепна, и все работы имеют особый, неповторимый почерк. Со времени первой встречи постоянно возникало желание познакомиться с творчеством художницы поближе, и однажды Ольга Алексеевна пригласила меня побывать в ее мастерской.
«Я весь день наводила здесь порядок, – говорила Ольга Алексеевна, как только я переступил через порог. – Не могу принимать гостей в хаосе!» За этими словами сразу чувствуется женская натура. То, что для мужчины было бы вполне допустимым творческим беспорядком, для женщины-художника исключено. И действительно, несмотря на огромное количество работ, в мастерской царил идеальный порядок. Все разложено было по полкам, стеллажам, папкам, и поэтому найти ту или иную работу для Ольги Алексеевны не представляло особого труда.
Об Ольге Чернецовой написано немало. Да иначе и быть не может, ведь творческий путь художницы начался в 60-х. Еще в школе она посещала изостудию городского Дома пионеров, – того, деревянного, старого, что располагался в самом центре. А в 1969-м, окончив с отличием декоративное отделение Иркутского художественного училища, Ольга Алексеевна вернулась в родную Читу и стала работать в Читинском отделении Художественного фонда РСФСР. За эти долгие годы О.А. Чернецова принимала активное участие в многочисленных художественных выставках, – городских, областных, всероссийских, международных. С 1991 года она является членом Союза художников России.
Кроме графики, неотъемлемой частью творчества художницы является и театрально-декорационное искусство. Ее сотрудничество с Читинским областным драматическим театром началось в далеком 1970-м, – тогда Ольга Алексеевна оформила свой первый спектакль – комедию В. Константинова и Б. Рацера «Неравный брак». С тех пор художницей были оформлены десятки спектаклей, а с 1998 по 2001 год Ольга Алексеевна работала главным художником Читинского областного драматического театра.
Среди множества газетных и журнальных публикаций о творчестве художницы я отыскал статью Д.Д. Жамсоевой «Очарование незаурядного таланта Ольги Чернецовой» в газете «Культура Забайкалья» № 3 от 2 февраля 2006 года. «Женщина-творец видит мир через призму своего таланта, расшифровывает для нас тайный язык солнечных лучей, светлых капель дождя, морозного инея зимы, запах, форму полевых цветов, музыку волн и прибоя, разговор звезд ночного неба, – все это подвластно магии ее таланта и отражено в ее работах», – пишет Дулмажаб Дашицереновна, и с этими словами согласится всякий, кто когда-либо соприкасался с творчеством О.А. Чернецовой.
«Почему я почти не пишу маслом? – рассуждает Ольга Алексеевна. – Объясню просто. Раньше, во время работы в художественном фонде, весь рабочий день уходил на выполнение многочисленных заказов. На творчество оставались лишь выходные и ночные часы. При таком режиме работа гуашью и акварелью была удобнее. С годами это стало моим особым почерком. Вот, посмотрите на две работы. Обе выполнены на ватмане, на них изображен багульник. Но одна выполнена по влажной бумаге, другая – по сухой. В результате один натюрморт подчеркнуто четок, а другой – таинственно мягок. Вот как много возможностей таят в себе такие простые материалы – бумага и акварель».
Художником Ольгой Чернецовой были оформлены десятки культурных мероприятий в Чите. Среди них Дни города, Рождественские забавы и игры, праздник Белого Месяца Сагаалган, Масленица, Пасха и многие фольклорные праздники. В подготовке этих серьезнейших проектов Ольге Алексеевне всегда помогала дочь – художник-модельер Марина Высоцкая.
«Теперь объясню, почему я чаще всего работаю в жанре натюрморта, — говорит Ольга Алексеевна. – Цветы – это одни из «главных героев» моих картин. Я коренная забайкалка, обожаю наши полевые цветы. Да и какая женщина может их не любить? Это неиссякаемая тема для женского творчества. Хотя далеко не единственная. Есть у меня целая серия картин «Старая Чита», где я постаралась запечатлеть неповторимое очарование наших деревянных улочек, есть целый цикл байкальских пейзажей. Однако натюрморт привлекает еще и тем, что при отсутствии движения предмета можно сосредоточиться на его внутреннем содержании».
Действительно, натюрморты Ольги Алексеевны несут на себе печать философского размышления, в каждом из них можно найти какую-либо деталь, с первого взгляда являющуюся обычным повседневным предметом, но на самом деле достойную внимания с точки зрения искусства. Именно через эти предметы, по выражению искусствоведа Е. Г. Иманаковой, зритель может увидеть «…прелесть обыденного и красоту простоты».
– Я подобрала для вас цикл работ с подчеркнуто женской тематикой, – говорит Ольга Алексеевна. – Это тоже натюрморты, но в каждом из них можно найти деталь, выполненную заботливыми женскими руками.
На первом натюрморте – простые полевые цветы в вазе, слева – два кувшина, однако есть тут еще и кружевная салфетка, вытканная руками искусной мастерицы. Кстати, вязать, шить, вышивать и моделировать новые костюмы Ольга Алексеевна умеет ничуть не хуже, чем рисовать.
На втором натюрморте рядом с цветами в вазе мы видим не только великолепно вышитую женскую шапочку, но и портрет самой мастерицы – русской красавицы в великолепном народном головном уборе. Третий натюрморт также отмечен прикосновением женской руки – здесь за вазой с вербой развивается кружевная занавеска.
На следующем натюрморте блюдо с дарами осени стоит на искусно расшитом в народном стиле рушнике.
Еще одна работа – в подчеркнуто голубых тонах, на переднем плане – полевые цветы в шестигранной стеклянной вазе. А на заднем плане – расшитая кружевом рубашка, работа мастерицы еще не окончена, о чем и говорят иголка с ниткой. И, наконец, зимний натюрморт, с еловыми ветвями в вазе, с елочными украшениями и ледяным кружевом на окне. Но и тут есть загадочная женская театральная маска и кукла Пьеро, – здесь тоже не обошлось без женских рук.
Покидая мастерскую Ольги Алексеевны, я думал о том, как много умеет делать эта удивительная женщина. Наряду с повседневными женскими делами она успевает быть творцом, создавать и сохранять Прекрасное, дарить красоту людям, и при этом остается прекрасной сама. Женщина – всегда загадка. С юбилеем, дорогая Ольга Алексеевна. Мы забайкальцы, любим Вас и ценим Ваши картины.
Андрей Кодин
Фото автора