3 июля исполняется 100 лет со дня рождения известного забайкальского живописца, члена Союза художников России Бориса Чередника.

Борис Алексеевич Чередник родился 3 июля 1925 года в селе Иннокентьевка Приморской губернии Дальневосточной области – так в те годы назывался нынешний Приморский край.
В 1944 году, окончив среднюю школу, будущий живописец продолжал заниматься в художественной студии Владивостока. Одновременно работал в Доме партийной пропаганды Тихоокеанского флота, исполнял плакаты для «Окон ТАСС». В 1951 году Борис Алексеевич окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.
Чита, куда направили работать Чередника, стала его второй малой родиной на многие десятилетия. Сразу мастер заявил о себе как о сильной и неординарной творческой личности. Уже тогда, в начале 50-х годов, появились первые исторические полотна живописца.
В выставках Борис Алексеевич начал участвовать с 1948 года – городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных. В 1961 году был принят в Союз художников РСФСР.
Чередник был признанным мастером станковой живописи и работал в жанрах портрета, пейзажа, исторической картины. Среди наиболее значительных произведений художника – полотна «Свидание княгини Волконской с мужем» (1956), «Сергей Лазо у забайкальских партизан» (1953), «Портрет комбайнера А. Лисичникова» (1955), «Автопортрет» (1969), «Пушкин и Пущин» (1975-76). В творческом арсенале художника – портреты геологов Кадрова, Кудряшова, Гулина, писателей Шелеста и Балябина и многие другие работы.

Персональная выставка Бориса Чередника прошла в Чите в 1995 году к 70-летнему юбилею живописца. Художник был награжден медалями «За заслуги перед городом» (1995) и «За заслуги перед Читинской областью» (1997). Весной 2025 года персональная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения живописца, прошла в Забайкальском краевом художественном музее.

Скончался Борис Алексеевич Чередник в Чите 20 июля 2000 года. Его картины хранятся в музейных коллекциях Читы, Хабаровска, Владивостока, Улан-Удэ, Москвы, в частных собраниях России, стран СНГ и за рубежом.
Каждый забайкалец, посещая Музей Декабристов, обязательно обратит внимание на полотно «Свидание княгини Волконской с мужем», которое расположено на бревенчатой стене Михайло-Архангельского храма над лестничным пролетом, ведущим на второй этаж. Эта картина украсила экспозицию музея сразу после его открытия в 1985 году.

Сейчас уже мало кто помнит, что раньше это полотно кисти Бориса Алексеевича Чередника находилось в Забайкальском краевом краеведческом музее. Ведь написано оно было в далеком 1956 году. Среди тех, кто хорошо знал художника лично, – Вячеслав Александрович Вьюнов, известный забайкальский поэт и писатель, дважды лауреат литературной премии имени М. Вишнякова. Вот что он пишет в третьем томе сочинений:
— В начале восьмидесятых Тамара Николаевна Шевельская, редактор Читинского отделения Восточно-Сибирского книжного издательства, познакомила меня с мужем, замечательным художником Борисом Алексеевичем Чередником. При воспоминании о Читинском краеведческом музее перед глазами встает огромная картина на стене между лестничными пролетами, называлась она «Встреча княгини Волконской с мужем»: человек в темной одежде – декабрист, перед ним на коленях его жена целует кандалы. Автор картины Борис Чередник.

Молодой поэт и маститый художник незаметно сошлись и стали друзьями. Вячеслав Вьюнов пишет о Череднике:
— Его лохматые огромные брови, когда-то черные, теперь побитые сединой, жили каждая своей жизнью: одна поднималась, другая опускалась, могли сходиться и расходиться. Борис Алексеевич умел, не говоря ни слова, разговаривать бровями, бровями умел выразить всю палитру чувств.

Жизнь Борис Алексеевич воспринимал через цвет, как музыкант через звук. Он научил меня внимательно относиться к цвету в стихотворении. Как потом так же внимательно относиться к звуку в стихах научил меня композитор Петр Зубарев.
При следующей встрече Борис Алексеевич принес завернутые в газету две маленькие картонки, – продолжает свои воспоминания Вячеслав Александрович. – Эти два пейзажа, писаные маслом, до сего дня всегда со мной. На одном – дальние сопки, лес, избушка, рядом сарай, забор, желтеющая степь. На втором – дальние сопки, ближние деревья, клин пашни, клочки жухлой травы. Смотрю на них и вспоминаю старшего товарища, человека чуткого к земной и рукотворной красоте, Бориса Алексеевича Чередника».

Вернемся еще раз к сюжету ставшей уже хрестоматийной картины «Свидание княгини Волконской с мужем». Имя Марии Николаевны Волконской, выдающейся русской женщины, знает каждый, кому знакома поэзия Пушкина и Некрасова.
Правнучка М. В. Ломоносова, дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, Мария Волконская получила хорошее воспитание. Больших успехов она добилась в изучении иностранных языков, имела прекрасный голос и вокальный талант.
В январе 1825 г. Мария Николаевна по воле отца вышла замуж за весьма знатного и богатого 37-летнего князя Сергея Волконского. Отец считал, что обеспечил дочери прекрасное будущее. Через год у Марии Николаевны родился первенец сын Николай, спустя несколько дней она узнала об аресте мужа.
Их следующая встреча состоялась уже в далеком Забайкалье, в Благодатском руднике, о ней Волконская рассказала в своих записках:
— В первую минуту я ничего не разглядела, так как было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом его самого…
Работая над сюжетом, художник, безусловно, опирался на воспоминания Волконской. Картина «Свидание княгини Волконской с мужем» – одна из выдающихся работ Б. А. Чередника.


Декабристскую тему художник продолжал в 70-е годы прошлого века. В это же время он создавал работы, посвященные Великой Отечественной войне: «Год 1945-й», «Казнь Зои Космодемьянской» и многие другие. К сожалению, в те годы произведения Бориса Чередника разошлись по музеям Советского Союза и сейчас о них мы можем судить только по сохранившимся старым фотографиям или скупым строчкам в газетных публикациях.

Несколько значительных произведений живописца хранятся в фондах Забайкальского краевого художественного музея. Среди них – сюжетное полотно «Освобождение Забайкалья» (1987). Картина написана к 70-летию Октябрьской революции и посвящена подвигу бойцов, освободивших Забайкалье не только от белогвардейцев, но и от японских оккупантов. Сейчас мало кто вспоминает, что столетие назад японцы хозяйничали и на Дальнем Востоке, и в Чите, и понадобился героический подвиг народа для того, чтобы выдворить незваных гостей с нашей земли.

Группа бойцов Красной Армии стоит на вершине сопки на фоне забайкальского пейзажа. Лица их полны спокойствия, уверенности и решимости перед смертельной схваткой с врагом. Впереди бойцов стоит мальчик – представитель нового поколения, ради счастливой жизни которого они готовы идти в решительный бой. Позади отряда развивается красное знамя – символ борьбы за власть Советов. На своем полотне Борис Чередник запечатлел один из самых важных моментов в истории нашего края в ХХ веке – подвиг дедов и прадедов, защитников родной земли, очистивших ее от иноземных захватчиков в те уже далекие, но незабываемые годы.
В год 100-летнего юбилея со дня рождения Бориса Алексеевича Чередника мы с благодарностью вспоминаем замечательного мастера кисти, верного служителя забайкальской культуры.



Андрей Кодин, член Союза журналистов России