Имя Елены Михайловны Дружининой известно знатокам и любителям изобразительного искусства не только в Забайкальском крае. Она была в числе восьми забайкальских художников, удостоенных высокого звания «Заслуженный художник России». Скульптуры работы Елены Михайловны и сегодня украшают улицы Читы и поселков Забайкальского края, она постоянно участвовала в многочисленных выставках – городских, областных, краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских.
Елена Михайловна Дружинина родилась в городе Смоленске в семье военнослужащего. С этим городом, а так же с Волгоградом, Ригой и Читой были связаны ее детские годы. Отец, Михаил Семенович, служил в инженерных войсках, был участником Великой Отечественной войны, вышел в отставку в звании полковника. Мать, Елена Захаровна, участвовала в партизанском движении на Смоленщине, работала медсестрой, позже бухгалтером. В семье очень ценили искусство, Михаил Семенович всю жизнь сам любил рисовать и мечтал о профессии художника для дочери.
Вера родителей в способности дочери и их поддержка помогли осуществиться мечте Елены стать скульптором. В Чите будущая художница занималась в детской художественной школе у преподавателя Георгия Федоровича Бахарева. Окончив восемь классов, Елена поступила в Московскую среднюю художественную школу на скульптурное отделение при институте имени В. И. Сурикова.
На формирование художественного вкуса, индивидуального стиля Елены Михайловны в период учебы, по ее воспоминаниям, оказал не только сам учебный процесс, но и культурная жизнь Москвы: посещение музеев и художественных выставок, спектаклей и концертов.
После окончания учебы в 1965 году Елена Михайловна решила начать свою трудовую и творческую жизнь в Чите – городе, который стал ей родным. Здесь, в столице Забайкалья, она делала свои первые шаги в искусстве и педагогике.
Первым местом работы стало Читинское отделение художественного фонда РСФСР, и молодой скульптор сразу активно включилась в художественную жизнь Читы.
В 1966 году Елена Дружинина впервые участвовала в областной художественной выставке, а в 1967 году состоялся ее крупный дебют на II зональной выставке «Советский Дальний Восток» в городе Владивостоке. Экспонировалась работа с шутливым названием «Не поделили», изображавшая двух маленьких девочек, поссорившихся из-за куклы.
В 1968 году Елену Михайловну пригласили работать в детскую художественную школу. В течение девяти лет, до 1977 года, она преподавала в скульптурном классе. Преподавательская работа требовала знаний, терпения, отнимала много душевных сил, но этот период своей жизни Елена Михайловна всегда вспоминала с особой теплотой. Некоторые ученики Дружининой впоследствии стали профессиональными художниками. Среди них – Н. Власова, работавшая в экспериментальном предприятии художественных промыслов и преподавателем ДХШ, преподаватель ЦДХШ А. Александров, преподаватель училища искусств Н. Зотова.
Совмещение преподавания с творчеством не давало Елене Михайловне полностью реализовать себя как художника, и в 1977 году она решила полностью заняться только художественным творчеством. К тому времени Дружинина была уже полностью сложившимся мастером с ярко выраженным индивидуальным почерком, ее работы экспонировались на многих зональных выставках «Советский Дальний Восток», республиканских выставках «Скульптура малых форм», «Молодость России», «Художники Советской России – БАМу», Всероссийской выставке «По родной стране», Всесоюзной выставке «Молодость страны».
В 1973 году Елена Дружинина была принята в члены Союза художников РСФСР. К 20-летию творческой деятельности в 1987 году в Читинском областном художественном музее состоялась персональная выставка скульптурных работ.
Основным направлением в творчестве художницы стала скульптура малых форм, из материалов Елена Михайловна отдавала предпочтение глине. Дружинина создавала зрелищные жанровые композиции, несущие большой эмоциональный заряд. Пластическая выразительность и ясность замысла в ее произведениях соединяются с легкой иронией, светлым лиризмом, добротой.
Елена Михайловна много работала в жанре портрета. Чаще всего в скульптурных портретах возникали образы хорошо знакомых забайкальцам людей, коллег, друзей, родственных ей по духу. Среди известных работ Дружининой – скульптурные портреты детского писателя Георгия Граубина, графика Дмитрия Пинигина, художников Дмитрия Пригова и Александры Тяпкиной. Портреты Дружининой привлекают умением скульптора раскрывать сложный духовный мир современников. Своеобразным итогом работы над образами деятелей забайкальской культуры стал «Групповой портрет читинских художников».
Важная тема в творчестве художницы – театр. Им Елена Михайловна увлекалась еще в детстве. Произведения, посвященные театру, цирку, музыке, танцам, истории костюма, создают удивительно восторженную, радостную атмосферу сценического действия («Ритмы», «Репетиция», «Театр», «Петрушечник», «Вальс», «Чарльстон», «Мазурка»). В каждой композиции присутствует эффект движения, и зритель чувствует музыку, которую сумел передать художник.
Вечная тема сказки также нашла свое воплощение в пластике скульптора. Знакомые всем с детства персонажи сказок Александра Пушкина и Шарля Перро оживают под рукой мастера. Елена Михайловна создала несколько керамических панно на темы сказок («Красная девица», «Золотой ключик», «Сказки»), композиции «Семь братьев и спящая красавица», «Добрый папа Карло», «Злой Карабас» и другие. В этих работах проявилась свободная фантазия скульптора и попытка путем художественного творчества показать извечный мировой дуализм Добра и Зла.
С любовью и философской глубиной Елена Михайловна воплощала в глине образы русского фольклора. В работах «Русалка», «Чудеса», «Красна девица», «Змей Горыныч» из цикла «Чудеса детства» и других произведениях фольклорной линии нашли отражение традиции русской деревянной скульптуры, росписи и резьбы.
Особое место в творчестве Дружининой занимала тема декабристов. Скульптором созданы рельефные портреты М. Волконской, П. Анненковой, А. Муравьевой, Е. Трубецкой, композиции «Венчание И. Анненкова и П. Гебль», «Встреча», «Женам декабристов посвящается». Эти работы объединены в цикл «Декабристы в Сибири», главной в них является тема нравственной чистоты и самоотверженности жен декабристов, увековеченье их подвига во имя любви.
С ростом мастерства расширился творческий диапазон скульптора. Кроме станкового искусства Елена Михайловна работала в жанре монументальной скульптуры, в декоративной керамике, занималась оформлением интерьеров.
Андрей Кодин.
В статье использованы фотографии работ Дружининой Е. М. из фондов Забайкальского краевого художественного музея.