Наталья Тюменцева – живописец и педагог

6 декабря день рождения отмечает старший преподаватель кафедры теории и истории культуры и дизайна Забайкальского государственного университета, член Союза художников России Наталья Тюменцева. Мы попросили Наталью Михайловну рассказать о себе и о своем творчестве.

Наталья Михайловна, расскажите, как пришли в профессию?

– Сразу после школы я поступила на художественно-графическое отделение Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств). Поступила без подготовки, ведь детскую художественную школу я не посещала. Уроки рисования в средней школе тоже особо не нравились, мне всегда казалось, что сама форма преподавания была какой-то сухой, не интересной. Но уже тогда я чувствовала внутреннюю склонность к изобразительному искусству, и твердо решила выбрать в жизни этот путь.

– Тяжело было начинать учиться без подготовки?

– Очень тяжело. Я три года «догоняла» сокурсников, которые пришли в училище с багажом детской художественной школы, и которым обучение давалось гораздо легче. Но сказался мой характер, и я смогла преодолеть все трудности и выйти к диплому наравне с другими.

– Кто был вашим главным преподавателем?

– У меня, как и у многих других уже состоявшихся читинских художников, был замечательный преподаватель – Наталья Ивановна Банникова. Это преподаватель от Бога, многие с этим согласятся. Она дала мне огромный творческий толчок, каждое ее слово звало в полет, окрыляло. Разве можно забыть ее крылатое выражение: «Композиция – это пластическое движение мысли на плоскости»?

Перед грозой. 2020. Холст, масло

Я никогда раньше не встречала женщины с таким творческо-богемным образом, высшим педагогическим профессионализмом, с прекрасным чувством юмора, умеющей к каждому найти индивидуальный подход, и в то же время учителя требовательного и строгого.

Это были главные годы в моем профессиональном образовании, дальше я уже двигалась вполне самостоятельно.

Городской мотив. 2011. Холст, масло. ЗКХМ

– Сегодня вы преподаете в госуниверситете. Как пришло решение самой стать педагогом?

– Конечно, тут тоже не обошлось без влияния Натальи Ивановны. Во время учебы я уже начала трудовую деятельность – работала в драматическом театре бутафором-декоратором. Училище окончила в 1995-м, а в 1998-м в нем же начала преподавать специальные дисциплины. Получила высшее образование на художественно-графическом факультете Новосибирского Государственного педагогического университета в 1999-2004 годах.

– Легко ли было овладеть профессией педагога?

– Только приступив к работе, я узнала, что профессия преподавателя – одна из труднейших. Первые годы были нелегкими, но и тут на помощь пришла Наталья Ивановна Банникова. Так получилось, что профессии я у нее училась дважды. Она стала моим главным наставником в преподавательской деятельности по специальным дисциплинам. Я на практике стала узнавать, как следить за учебным процессом, правильно ставить цели и задачи, что такое принцип доступности и как добиваться в работе положительных результатов.

Наталья Ивановна щедро делилась со мной секретами профессионального мастерства, и через несколько лет работы я «вошла во вкус», почувствовала себя настоящим профессионалом. И теперь я иду на работу с удовольствием, зная, что легко смогу решить все проблемы, найти подход к каждому студенту и передать ему все то, чем владею сама.

Зима. 2018. Холст, масло

– Наверняка, многие ваши выпускники стали мастерами своего дела?

– Да, и это вдохновляет продолжать работу педагога. Вспоминаю ребят моего первого выпуска: Руслан Сосновский стал известным московским скульптором, работал над созданием этно-парка «Тужи» вместе с Даши Намдаковым. Владимир Афанасьев стал дизайнером и архитектором, Людмила Буракова – дизайнером и модельером одежды, работала со знаменитым московским модельером Зайцевым. Многие студенты прошлых лет остались в профессии, и это не может меня не радовать как педагога.

Город один. 2012. Смешанная техника. ЗКХМ

– В вашей жизни был период, когда вы ушли «в свободное творческое плавание». Как это было?

– Я горжусь, что среди моих выпускников был и один из лучших забайкальских художников, а для меня самый лучший художник, – Евгений Титов. Мы стали мужем и женой, и уже много лет идем по жизни вместе. Десять лет нашего «свободного творческого полета» были насыщенными и интересными. Брались за любую работу, занимались оформлением интерьеров, экспериментировали, ездили работать в Китай.

Наталья Тюменцева и Евгений Титов

Тогда многие забайкальские художники ездили в Хайлар, где китайские коллеги предоставляли комфортные мастерские и все необходимые материалы, разрешали работать творчески, экспериментировать. Все работы покупались по не очень высокой, но твердой цене. Для нас с Евгением это были замечательные времена творчества.

– И все же через некоторое время вы вернулись к преподавательской деятельности…

– Профессия вновь «потянула», да и не хотелось терять годами наработанные навыки. Мое преподавательское кредо – общаясь с людьми, учись сама! Да, я не стесняюсь того, что сама чему-нибудь учусь у своих студентов, получаю психологические и аналитические знания. А Евгений продолжает свободный творческий полет, работает много и продуктивно. В прошлом году он показал в художественном музее грандиозную выставку своих работ. Горжусь его успехами!

Вечернее солнце. 2019. Холст, масло

– Совмещать творчество с преподавательской работой наверняка нелегко…

– Преподавательская деятельность занимает 80% моего времени, и на творческую работу сил остается не много. Поэтому стараюсь осваивать быстрые приемы и техники для создания творческих произведений.

В моем творчестве значительную долю занимает городской пейзаж. Так родилась целая серия работ «История города». В Чите есть знаковые для меня места, которые я стараюсь запечатлеть на своих полотнах. Это вовсе не центральные улицы. Больше мне нравятся закрытые дворы, старые деревянные здания, какие-либо интересные и необычные конструктивные особенности архитектуры.

Ночной город. 2023. Бумага, масло

Раньше я очень увлекалась творчеством кубистов и конструктивистов, и, опираясь на их работы, создавала свой собственный творческий стиль. Среди любимых художников могу назвать Пикассо, Кандинского, Аристарха Лентулова, художников творческой группы «Бубновый валет» начала ХХ века.

История города. Левая часть триптиха. 2013. Бумага, акрил, пастель

– Вернемся к теме семьи. Легко ли двум художникам уживаться вместе?

– Не знаю, легко ли это другим художникам, но наш с Евгением Титовым творческий тандем уже давно выдержал проверку на прочность. Мы прошли большой путь, вместе подробно изучали искусство художников ХХ столетия, историю изобразительного искусства, многообразные техники, искусство композиции и многое другое, вместе создали много творческих работ. Когда-то давно я была главным педагогом для Евгения, а теперь ученик превзошел своего учителя. Сейчас Евгений открывает новые творческие горизонты, о которых раньше можно было лишь мечтать. И для меня он – самый лучший художник, достигший вершин мастерства.

Теперь хочу внести уточнение. В нашей семье уже три художника. По нашему пути пошла старшая дочь, Маргарита Тюменцева, и в этом году она вступила в Союз художников России и стала участником ежегодной отчетной выставки регионального отделения Союза. Горжусь, что Маргарита теперь полноправный член нашего семейного творческого коллектива, и, как младший коллега, участвует во всех творческих обсуждениях, к ее мнению мы внимательно прислушиваемся и во всем помогаем друг другу.

История города. Левая часть триптиха. 2013. Бумага, акрил, пастель

– Список вашего участия в выставках начинается с 1998 года, и он весьма солидный. Интересные работы вы показали и в этом году отчетной выставке регионального отделения Союза художников России…

– Стараюсь участвовать во всех интересных выставочных проектах. Была участником зональных, региональных и международных выставок, в том числе двух международных выставок «Искусство Трансграничья» в Китае. В краевых выставках забайкальских художников принимаю участие с 2009 года, а с 2012-го – и в ежегодных выставках регионального отделения Союза художников России.

Декоративный натюрморт. Холст, масло

Вместе с Евгением Титовым работала в 2014 году над созданием диорамы, посвященной победе советско-монгольских войск над милитаристской Японией для музея ОДОРА. Награждена дипломами лауреата зональной выставки в городе Омске в 2013 году, двух межрегиональных выставок в Новокузнецке в 2018 и 2019 годах.

Дорожные работы. 2013. Холст, масло, акрил, коллаж

Но, как и для любого художника, моей заветной целью является подготовка к проведению персональной художественной выставки. Это очень серьезное и сложное дело, требующее полной творческой отдачи. Надеюсь, что через год смогу показать выставку своих работ в стенах Забайкальского краевого художественного музея.

– Желаем вам успехов на нелегком пути педагога и живописца, поздравляем с днем рождения, будем с нетерпением ждать появления ваших новых творческих работ!

Беседовал Андрей Кодин

Фото из коллекции Натальи Тюменцевой