6 декабря день рождения отмечает старший преподаватель кафедры теории и истории культуры и дизайна Забайкальского государственного университета, член Союза художников России Наталья Тюменцева. Мы попросили Наталью Михайловну рассказать о себе и о своем творчестве.
– Наталья Михайловна, расскажите, как пришли в профессию?
– Сразу после школы я поступила на художественно-графическое отделение Читинского музыкального училища (ныне – Забайкальское краевое училище искусств). Поступила без подготовки, ведь детскую художественную школу я не посещала. Уроки рисования в средней школе тоже особо не нравились, мне всегда казалось, что сама форма преподавания была какой-то сухой, не интересной. Но уже тогда я чувствовала внутреннюю склонность к изобразительному искусству, и твердо решила выбрать в жизни этот путь.
– Тяжело было начинать учиться без подготовки?
– Очень тяжело. Я три года «догоняла» сокурсников, которые пришли в училище с багажом детской художественной школы, и которым обучение давалось гораздо легче. Но сказался мой характер, и я смогла преодолеть все трудности и выйти к диплому наравне с другими.
– Кто был вашим главным преподавателем?
– У меня, как и у многих других уже состоявшихся читинских художников, был замечательный преподаватель – Наталья Ивановна Банникова. Это преподаватель от Бога, многие с этим согласятся. Она дала мне огромный творческий толчок, каждое ее слово звало в полет, окрыляло. Разве можно забыть ее крылатое выражение: «Композиция – это пластическое движение мысли на плоскости»?
Я никогда раньше не встречала женщины с таким творческо-богемным образом, высшим педагогическим профессионализмом, с прекрасным чувством юмора, умеющей к каждому найти индивидуальный подход, и в то же время учителя требовательного и строгого.
Это были главные годы в моем профессиональном образовании, дальше я уже двигалась вполне самостоятельно.
– Сегодня вы преподаете в госуниверситете. Как пришло решение самой стать педагогом?
– Конечно, тут тоже не обошлось без влияния Натальи Ивановны. Во время учебы я уже начала трудовую деятельность – работала в драматическом театре бутафором-декоратором. Училище окончила в 1995-м, а в 1998-м в нем же начала преподавать специальные дисциплины. Получила высшее образование на художественно-графическом факультете Новосибирского Государственного педагогического университета в 1999-2004 годах.
– Легко ли было овладеть профессией педагога?
– Только приступив к работе, я узнала, что профессия преподавателя – одна из труднейших. Первые годы были нелегкими, но и тут на помощь пришла Наталья Ивановна Банникова. Так получилось, что профессии я у нее училась дважды. Она стала моим главным наставником в преподавательской деятельности по специальным дисциплинам. Я на практике стала узнавать, как следить за учебным процессом, правильно ставить цели и задачи, что такое принцип доступности и как добиваться в работе положительных результатов.
Наталья Ивановна щедро делилась со мной секретами профессионального мастерства, и через несколько лет работы я «вошла во вкус», почувствовала себя настоящим профессионалом. И теперь я иду на работу с удовольствием, зная, что легко смогу решить все проблемы, найти подход к каждому студенту и передать ему все то, чем владею сама.
– Наверняка, многие ваши выпускники стали мастерами своего дела?
– Да, и это вдохновляет продолжать работу педагога. Вспоминаю ребят моего первого выпуска: Руслан Сосновский стал известным московским скульптором, работал над созданием этно-парка «Тужи» вместе с Даши Намдаковым. Владимир Афанасьев стал дизайнером и архитектором, Людмила Буракова – дизайнером и модельером одежды, работала со знаменитым московским модельером Зайцевым. Многие студенты прошлых лет остались в профессии, и это не может меня не радовать как педагога.
– В вашей жизни был период, когда вы ушли «в свободное творческое плавание». Как это было?
– Я горжусь, что среди моих выпускников был и один из лучших забайкальских художников, а для меня самый лучший художник, – Евгений Титов. Мы стали мужем и женой, и уже много лет идем по жизни вместе. Десять лет нашего «свободного творческого полета» были насыщенными и интересными. Брались за любую работу, занимались оформлением интерьеров, экспериментировали, ездили работать в Китай.
Тогда многие забайкальские художники ездили в Хайлар, где китайские коллеги предоставляли комфортные мастерские и все необходимые материалы, разрешали работать творчески, экспериментировать. Все работы покупались по не очень высокой, но твердой цене. Для нас с Евгением это были замечательные времена творчества.
– И все же через некоторое время вы вернулись к преподавательской деятельности…
– Профессия вновь «потянула», да и не хотелось терять годами наработанные навыки. Мое преподавательское кредо – общаясь с людьми, учись сама! Да, я не стесняюсь того, что сама чему-нибудь учусь у своих студентов, получаю психологические и аналитические знания. А Евгений продолжает свободный творческий полет, работает много и продуктивно. В прошлом году он показал в художественном музее грандиозную выставку своих работ. Горжусь его успехами!
– Совмещать творчество с преподавательской работой наверняка нелегко…
– Преподавательская деятельность занимает 80% моего времени, и на творческую работу сил остается не много. Поэтому стараюсь осваивать быстрые приемы и техники для создания творческих произведений.
В моем творчестве значительную долю занимает городской пейзаж. Так родилась целая серия работ «История города». В Чите есть знаковые для меня места, которые я стараюсь запечатлеть на своих полотнах. Это вовсе не центральные улицы. Больше мне нравятся закрытые дворы, старые деревянные здания, какие-либо интересные и необычные конструктивные особенности архитектуры.
Раньше я очень увлекалась творчеством кубистов и конструктивистов, и, опираясь на их работы, создавала свой собственный творческий стиль. Среди любимых художников могу назвать Пикассо, Кандинского, Аристарха Лентулова, художников творческой группы «Бубновый валет» начала ХХ века.
– Вернемся к теме семьи. Легко ли двум художникам уживаться вместе?
– Не знаю, легко ли это другим художникам, но наш с Евгением Титовым творческий тандем уже давно выдержал проверку на прочность. Мы прошли большой путь, вместе подробно изучали искусство художников ХХ столетия, историю изобразительного искусства, многообразные техники, искусство композиции и многое другое, вместе создали много творческих работ. Когда-то давно я была главным педагогом для Евгения, а теперь ученик превзошел своего учителя. Сейчас Евгений открывает новые творческие горизонты, о которых раньше можно было лишь мечтать. И для меня он – самый лучший художник, достигший вершин мастерства.
Теперь хочу внести уточнение. В нашей семье уже три художника. По нашему пути пошла старшая дочь, Маргарита Тюменцева, и в этом году она вступила в Союз художников России и стала участником ежегодной отчетной выставки регионального отделения Союза. Горжусь, что Маргарита теперь полноправный член нашего семейного творческого коллектива, и, как младший коллега, участвует во всех творческих обсуждениях, к ее мнению мы внимательно прислушиваемся и во всем помогаем друг другу.
– Список вашего участия в выставках начинается с 1998 года, и он весьма солидный. Интересные работы вы показали и в этом году отчетной выставке регионального отделения Союза художников России…
– Стараюсь участвовать во всех интересных выставочных проектах. Была участником зональных, региональных и международных выставок, в том числе двух международных выставок «Искусство Трансграничья» в Китае. В краевых выставках забайкальских художников принимаю участие с 2009 года, а с 2012-го – и в ежегодных выставках регионального отделения Союза художников России.
Вместе с Евгением Титовым работала в 2014 году над созданием диорамы, посвященной победе советско-монгольских войск над милитаристской Японией для музея ОДОРА. Награждена дипломами лауреата зональной выставки в городе Омске в 2013 году, двух межрегиональных выставок в Новокузнецке в 2018 и 2019 годах.
Но, как и для любого художника, моей заветной целью является подготовка к проведению персональной художественной выставки. Это очень серьезное и сложное дело, требующее полной творческой отдачи. Надеюсь, что через год смогу показать выставку своих работ в стенах Забайкальского краевого художественного музея.
Натюрморт с сухими подсолнухами. Пастель Цвет осени. 2024. Холст, масло
– Желаем вам успехов на нелегком пути педагога и живописца, поздравляем с днем рождения, будем с нетерпением ждать появления ваших новых творческих работ!
Беседовал Андрей Кодин
Фото из коллекции Натальи Тюменцевой