События жизни родных Доржи Гомбоева легли в основу многих его сюжетных холстов. Особая роль в них принадлежит его матери со звучным тибетским именем Ринчин-Зиму.
Скромность и трудолюбие, лежащие в основе его характера, – от матери, великой труженицы. Она сутками работала на ферме, одна поднимая «на ноги» пятерых детей, поскольку мужа потеряла рано. Эта удивительная женщина занималась хозяйством, учила детей главным правилам жизни, свято хранила родовые традиции, была глубоко религиозным человеком. Вернее, человеком с глубинным морально-этическим стержнем, став настоящей опорой своим детям, родственникам, близкому окружению. Ее все любили и жалели.
Когда пришло известие о смерти мужа, подружки спрятали похоронку. Но Ринчин-Зиму почувствовала беду глубинным женским чутьем, интуицией любящего человека, и ее охватила нечеловеческая тоска.
Этот эмоциональный срыв и попробовал запечатлеть на полотне «Похоронка» Доржи Гомбоевич. Тоскливый осенний, как будто осиротевший, забайкальский пейзаж с мягким абрисом сопок и голыми ветками кустарников. Безмолвие пространства нарушено всадницей. Только не скачет ее конь по широкому раздолью. Понуро бредет он, предоставленный самому себе. Бережно несет свою хозяйку. Склонилась ее голова, контур поникшего тела повторяет своими очертаниями фигуру лошади.
Лишь красный платок, как крик или стон, пробивает равновесие колористического покоя. Лицо всадницы выражает глубокую сердечную муку, которую не пережить, не перетерпеть. Только не может она с ней вернуться домой, вот и бредет конь по родным перелескам, плачет женское сердце о любимом. Даже природа примолкла – трудно определить время суток.
Эту и другие работы художника вы сможете увидеть на выставке работ Доржи Гомбоева и Нимы Пурбуева, которая сейчас экспонируется в нашем музее.