От холста… до динозавра

Единственный в Забайкальском крае дипломированный художник-реставратор Ирина Бухоголова отмечает сегодня день рождения. Мы встретились с Ириной Викторовной в краевом краеведческом музее, где она сегодня работает, и попросили рассказать о себе и своем творчестве.

– Я родилась и выросла в Чите, – рассказывает о себе Ирина Викторовна. – В Центральной детской художественной школе я обучалась у замечательного художника и педагога Л. И. Выходцевой. Людмила Ивановна дала мне самое главное в жизни – привила любовь к рисунку, к труду художника, научила понимать и ценить красоту. Художественную школу я окончила в 1999 году.

фото Максима Федосеева

— Где вы продолжили художественное образование?

– Поступила на факультет художественного образования ЗабГПУ (ныне Забайкальский государственный университет), и училась по специальности «Изобразительное искусство». Здесь моими преподавателями специальных дисциплин были Геннадий Васильевич Малиновский, Нима Пурбуевич Пурбуев, Сергей Михайлович Павлуцкий, Александр Николаевич Тараненко. От них я получила самые прочные знания в искусстве рисунка, живописи, композиции. Наша группа была первым набором на специальность, и несколько моих однокурсников стали членами Союза художников России. Я вступила в Союз художников в 2019 году.

После окончания университета осталась преподавать на кафедре, где проработала почти 10 лет, с 2009 по 2019 год. В эти же годы работала художником в Городской картинной галерее.

Прогулка. 2017. Холст, масло

– Расскажите, пожалуйста, о вашей выставочной работе?

– Первая персональная выставка моих работ прошла в стенах университета еще во время учебы, в 2003 году. В Читинской городской галерее персональные выставки состоялись в 2011 и 2016 годах. Проходили персональные показы в стенах института народного хозяйства, городской прокуратуры и Читинского суворовского училища.

С 2019 года мои работы принимают участие в ежегодных отчетных выставках регионального отделения Союза художников России.

Прощай, отчий край. 2020. Холст, масло

– Ваши работы известны и за пределами Забайкальского края. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– В 2019 году принимала участие в межрегиональной выставке «Сибирь XII» в Новокузнецке и выставке «Война на холстах как память поколений» в Волгограде. Моя работа «Сталинград. 1942», на которой изображен крестный ход во время Сталинградской битвы, победила в конкурсной выставке и осталась в дар городу-герою Волгограду, пополнив общероссийскую коллекцию, в которую вошли авторские полотна более чем из двадцати регионов России.

Тема Великой Отечественной войны всегда была для меня предельно важной. В 2020 году для региональной выставки «Великая Победа», которая проходила во Владивостоке, я написала картину «Прощай, отчий край». Ее репродукция вошла в сборники и каталоги. В 2021 году приняла участие в межрегиональной художественной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» в Челябинске, а в прошлом, 2023 году – в региональной выставке «Дальний Восток» в Улан-Удэ.

фото Максима Федосеева

А как вы сделали важный выбор на жизненном и творческом пути, как стали единственным в крае дипломированным художником-реставратором?

– Меня давно волновала судьба произведений живописи, которая не всегда безоблачна. Красочный слой стареет, загрязняется и даже осыпается, холст, и подрамник деформируются от времени, бывают порывы холста и многие другие повреждения. А с древних икон, которым уже сотни лет, краска порой осыпалась почти полностью. Однажды мне предложили отреставрировать одну из таких икон. Мне в этой работе помогал заслуженный художник России Роман Михайлович Цымбало, он уже многие десятилетия занимается реставрацией икон и многому меня научил. А после того, как я побывала на мастер-классе у профессиональных реставраторов в Улан-Удэ, я твердо решила пройти обучение в этом направлении.

фото Максима Федосеева

В 2018 году я прошла курс в Санкт-Петербургском институте искусств и реставрации по направлению «Реставрация станковой живописи», а в 2021-2022 годах стажировалась в Москве в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). В 2019-ом была аттестована в Министерстве культуры Российской Федерации по специальности «Художник-реставратор станковой масляной живописи». С этого же года работаю художником-реставратором в Забайкальском краевом краеведческом музее имени А. К. Кузнецова.

фото Максима Федосеева

– Работа по реставрации увлекает вас не меньше, чем собственное художественное творчество?

– Да, работа по «лечению» и спасению картин, нашего золотого фонда культуры – дело очень для меня важное и интересное. В 2023 году исполнилось 160 лет со дня рождения старейшего забайкальского живописца Николая Ивановича Верхотурова (1863-1944). К юбилею художника мне поручили реставрировать его работу из фонда Забайкальского краевого художественного музея – «Портрет дочери Людмилы», написанный в 1938 году.

Людмила Николаевна привезла портрет в дар музею в конце 1980-х годов. От времени это произведение получило значительные повреждения красочного слоя, полотно подвергалось изменениям, некоторые детали были скрыты под поздними наслоениями краски. Например, был закрашен значок «Готов к санитарной обороне СССР», который украшал лямку сарафана.

Работа по реставрации шла в течение нескольких месяцев, красочный слой был очищен и укреплен, заменен подрамник, старый холст продублирован новым.

В конце 2023 года в художественном музее проходила «Выставка одной картины», на которой экспонировалось это старейшее живописное произведение фонда музея и рассказывалось обо всех этапах реставрации. Я очень горжусь этой работой.

– Сейчас вы реставрируете еще одну работу из фонда краевого художественного музея?

– Да, мне передали на реставрацию полотно известного забайкальского живописца-фронтовика Лазаря Семеновича Новицкого (1921-1993) «Пограничники в гостях у бурят», написанное в 1956 году. Это знаковое полотно в творчестве Новицкого, его повтор хранится в Москве, в Академии ФСБ. На оригинальном полотне появилось растрескивание красочного слоя, необходимо провести его чистку и укрепление. Исследую работу в ультрафиолетовом и инфракрасном цветах буквально по сантиметрам. Все этапы реставрации делаются строго по канону, по методикам, которые реставраторы нарабатывали десятилетиями. Я не имею права ничего выдумывать от себя, придерживаюсь классических технологий. Тут тоже придется немало поработать, но эта работа мне приносит радость и удовлетворение.

– В фондах краевого краеведческого музея есть тоже немало художественных произведений?

– Да, ведь это один из старейших музейных фондов нашего края. Наверное, не все знают, что в запасниках музея есть произведения известных русских живописцев Верещагина, Айвазовского, Бенуа, Петерса, Рязанцева, Верхотурова. Всего в фонде насчитывается тысяча произведений живописи и графики. Тут работы по реставрации хватит на десятилетия. Не так давно я тщательно отреставрировала «Портрет Иды Ширяевой» кисти замечательного забайкальского портретиста Василия Ниловича Голубева (1918-1989), написанный в 1945 году. Холст имел значительные повреждения и сквозные прорывы, работы тоже было немало. Сейчас портрет в полном порядке.

– Приходилось реставрировать работы из других музеев Забайкалья, – продолжает рассказ Ирина Бухоголова. – Мной отреставрирован пейзаж Нерчинска, написанный Стефаном Сербуловым в 1928 году. Это полотно хранится в Нерчинском краеведческом музее. Восстановлен женский портрет кисти народного художника РСФСР Дмитрия Илюхина из фонда Приаргунского краеведческого музея.

В вашем арсенале не только авторская живопись и реставрация. Расскажите, пожалуйста, об уникальной работе, выполненной вами для павильона «Забайкалье» на ВДНХ в Москве?

– В прошлом году на ВДНХ открылась постоянная экспозиция, посвященная нашему краю. Мне предложили для нее выполнить скульптурный макет ставшего знаменитым древнего динозавра кулиндадромеуса забайкальского (латинское название – Kulindadromeus zabaikalicus). Этот небольшой ископаемый ящер был открыт в 2010 году в пади Кудинда Чернышевского района доктором геолого-минералогических наук, сотрудником ИПРЭК СО РАН Софьей Михайловной Синицей и уже стал настоящим брендом Забайкальского края.

Я с большим интересом взялась за работу, постоянно консультируясь с сотрудниками института природных ресурсов по поводу облика этого небольшого ящера, который был всего полтора метра в длину и покрыт не только чешуйчатой кожей, но и перьями. Каркас макета я сделала из проволоки и папье-маше, а вот покрыт динозавр природными материалами и имеет весьма правдоподобный вид. Теперь мой динозавр украшает выставку «Забайкалье». С ним фотографируются многочисленные посетители, и он уже стал знаменитостью, прославляющей наш край.

Скульптурный макет динозавра кулиндадромеуса

– На ваших живописных работах часто можно увидеть детей. Чувствуется рука любящей мамы…

– Действительно, на некоторых полотнах я писала моих ребят, их у меня трое. Старший, Дмитрий, уже взрослый, ему 18 лет, и он с интересом занимается в клубе военно-исторической реконструкции. Ульяне 16 лет, она пошла по моим стопам. В прошлом году окончила Центральную детскую художественную школу, победила в олимпиаде по рисунку, рисует постоянно и с удовольствием. Планирует поступать в художественный вуз в Санкт-Петербурге или Казани. Ну, а Глебу пока еще только десять, он спортсмен, стрелок из лука, и имеет уже 2-й взрослый спортивный разряд.

Ваня. 2015. Холст масло

– Кто для вас кумиры в живописи, какие музеи и какие направления в живописи вы любите?

– Очень люблю столичные музеи – Третьяковку, Эрмитаж, Русский музей. Мечтаю съездить туда на стажировку, думаю, что вскоре это получится. Из русских художников особо ценю Петрова-Водкина и Верещагина, петербургского живописца Игоря Кравцова.

Мне очень близка военно-патриотическая тема, я стараюсь писать в жанре сюжетной картины. Сюжетные полотна требуют большого труда, и не так часто забайкальские живописцы обращаются к этому жанру. А еще я очень люблю архитектуру старой Читы, и тоже стараюсь запечатлевать ее на своих картинах. У нас в городе много красивейших старых домов, но я против того, что иногда их реставрируют современными материалами, полностью изменяя первоначальный облик. Считаю, что в этом плане реставраторам надо быть крайне бережными и аккуратными.

ул. Ленина. 2019. Холст, масло. Из фондов ЗКХМ
Старая улица Островского. 2016. Холст, масло

– Ирина Викторовна, спасибо за интересную беседу, желаем вам успехов в собственном творчестве и деле сохранения культурного наследия Забайкальского края!

Беседовал Андрей Кодин