ПАМЯТИ СКУЛЬПТОРА И ПЕДАГОГА

В 2025 году исполняется 150 лет со дня рождения известного скульптора и педагога-новатора Иннокентия Жукова

Иннокентий Жуков. Фото из открытых источников

Знаменитый скульптор-самоучка, педагог-новатор, писатель, видный деятель скаутского движения в Российской империи и один из основателей пионерского движения в СССР, Иннокентий Николаевич Жуков родился 5 (17) октября 1875 года в Забайкалье, в посёлке Горный Зерентуй в районе Нерчинского завода.

Иннокентий Жуков со скульптурой «Неотразимая». Фото из открытых источников
Иннокентий Жуков со скульптурой «Неотразимая». Фото из открытых источников

Иннокентий был пятым ребенком в семье титулярного советника, управляющего Горно-Зерентуйским рудником Николая Михайловича Жукова и Агрипины (Агрофены) Афанасьевны Савинской. Всего в семье было восемь детей. В двенадцатилетнем возрасте юного Иннокентия отправили учиться в гимназию в Читу. Кеша был одарённым ребенком, увлекался литературой и даже писал стихи, серьезно занимался рисованием, лепкой из глины, вырезанием из дерева фигурок птиц, зверей и людей. Всё это предопределило род дальнейших занятий, и свои способности Иннокентий развивал и совершенствовал в течение всей жизни.

Иннокентий Жуков со скульптурой «Мой друг». Фото из открытых источников
Иннокентий Жуков со скульптурой «Мой друг». Фото из открытых источников

В 1895 году Иннокентий Жуков поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В годы учёбы он познакомился со своей землячкой Александрой Ивановной Рындиной, молодые люди поженились, и в этом браке на свет появились четверо детей.

Иннокентий Жуков с сыном в скаутской форме. Фото из открытых источников

Студенческая жизнь Иннокентия Жукова была полна бурных событий. Иннокентий Николаевич был причастен к революционному движению, 4 марта 1897 года был арестован за хранение запрещённой литературы и брошен в тюрьму «Кресты». Жукова исключили из университета. Однако через некоторое время ему удалось вернуться к учёбе, и в 1902 году Иннокентий Николаевич получил диплом Санкт-Петербургского университета.

Иннокентий Жуков. Фото из открытых источников
Иннокентий Жуков. Фото из открытых источников

Свою преподавательскую деятельность Иннокентий Жуков начал еще до окончания учёбы: с 1901 года он работал в Петербургском коммерческом училище Шрекника учителем географии и воспитателем, одновременно занимаясь в скульптурном классе Академии художеств.

Воспоминания. Гипс тонированный. Из фондов ЗКХМ

Несмотря на то, что Иннокентий Николаевич не получил официального диплома о художественном образовании, скульптурой он занимался всю жизнь и прошёл на своём творческом поприще самую серьёзную подготовку.

С 1912 по 1914 год Жуков учился в Париже, в студии скульптора Эмиля Бурделя, ученика Огюста Родена. Таким образом, Иннокентий Николаевич был не только профессиональным педагогом, но и зрелым мастером скульптуры, создавшим за свою долгую творческую жизнь немало оригинальных скульптурных произведений, ныне украшающих коллекции многих музеев.

Двойной детский портрет. Гипс, рельеф. Из фондов ЗКХМ

Занятия скульптурой в Париже прервала начавшаяся мировая война. Но в свободное от педагогической работы время Иннокентий Жуков продолжал постоянно заниматься лепкой, и добился известности как самобытный скульптор не только в России, но и в Европе.

Популяризации работ Иннокентия Жукова способствовало их появление на петербургском художественном рынке Роберта Ауэра – содержателя художественных магазинов, устроителя выставок, антиквара и художника. Ежегодные «Осенние выставки» проводились в Петербургском пассаже с 1906 года, и скульптуры работы Иннокентия Жукова неизменно демонстрировались на этих вернисажах.

Дети. Гипс тонированный. Из фондов ЗКХМ

Супруга Иннокентия Николаевича, Александра Ивановна Жукова окончила в Петербурге Бестужевские высшие женские курсы и работала преподавателем русского языка и литературы. Кроме педагогики, Александра Ивановна занималась издательской деятельностью, и с 1908 по 1917 год её издательство выпускало открытки с изображением скульптур Иннокентия Николаевича. Эти открытки были весьма популярными и способствовали распространению известности художественного творчества Жукова.

Детский портрет. Гипс тонированный. Из фондов ЗКХМ

Преподавание географии стало основной профессией в жизни нашего знаменитого земляка. Сразу после получения университетского диплома Иннокентий Жуков начал преподавать этот предмет в коммерческом училище-гимназии Столбова. Но Иннокентий Николаевич не был обычным учителем: его педагогическая деятельность протекала и далеко за пределами школьного кабинета. Вероятно, ещё во время поездки в Париж он познакомился с организацией скаутов, и по возвращении на родину всерьёз занялся организацией детского движения.

И для меня пришла весна. Глина. Из фондов ЗКХМ

Вскоре Иннокентий Жуков был назначен секретарём петербургского детского движения «Русский скаут». Во время летних сезонов 1914 и 1915 годов Иннокентий Николаевич вместе с семьёй проживал в Поповке, ныне это посёлок Красный Бог Тосненского района Ленинградской области. Очевидно, именно здесь и был организован первый скаутский отряд.

Мальчик в буденовке. Гипс тонированный. Из фондов ЗКХМ

По воспоминаниям дочери, Ирины Иннокентьевны Жуковой-Плотниковой, во двор к Иннокентию Николаевичу сбегались дети со всего посёлка, устраивали спортивные соревнования и даже организовали собственный театр. Ребята постарше создали добровольное юношеское пожарное общество, обучались стрельбе и рукопашному бою. Историк детского движения В. Г. Яковлев вспоминал в своей статье «Наш дядя Кеша», вышедшей к 90-летию со дня рождения Жукова, что к любимому учителю географии вся окрестная детвора стекалась гурьбой, и Иннокентий Николаевич всегда мог затеять для ребят какое-нибудь интересное занятие.

Маска спящая. Глина. Из фондов ЗКХМ

Иннокентий Жуков был не только практиком, но и теоретиком детского движения. В 1916 году он выпустил в свет книгу «Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков». В этом же году он редактировал журнал «Петроградский скаут». Иннокентий Николаевич переработал и дополнил книгу основателя мирового скаутского движения Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик. Руководство по скаутизму», и под его редакцией четвёртое издание книги вышло в Петрограде в 1918 году.

Неузели это тоже целовеки. Гипс. Из фондов ЗКХМ

Но к тому времени Иннокентий Николаевич вместе с семьёй уже перебрался на свою малую родину – в Забайкалье. В 1917 году, накануне революционных событий в столице, он решил, что справится с продовольственной разрухой и обеспечить семью в Чите будет легче. И, несмотря на то, что в эти годы в Забайкалье военная и политическая обстановка была тоже весьма бурной и неспокойной, до 1922 года Иннокентий Жуков жил и работал в Чите, где стал основателем детского движения в первые годы становления советской власти.

Плут. Глина. Из фондов ЗКХМ

Здесь Иннокентий Николаевич преподавал географию в Высшем начальном училище, при котором сразу же создал детскую скаутскую организацию, начал выпускать журнал «Забайкальский скаут» и писать пьесы для школьных театров. В Чите прошёл первый практический опыт проведения длительной скаутской игры «Забайкальский экспедиционный корпус». По воспоминаниям Жукова, эта игра объединила более семисот детей в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Главной её задачей была подготовка и проведение «великого путешествия через Забайкальскую область».

Портрет девочки. Гипс тонированный. 1927. Из фондов ЗКХМ

В Чите на углу улиц Бабушкина и Горького стоит великолепный двухэтажный кирпичный особняк, построенный в 1911 году. Сейчас здесь расположен научно-образовательный музейный центр Забайкальского государственного университета. Справа от входа в здание посетители видят мемориальную доску из чёрного гранита с портретом и надписью: «В этом доме в 1920-1922 гг. жил и работал видный советский скульптор и педагог Иннокентий Николаевич Жуков».

Шалун. Глина. Из фондов ЗКХМ

Иннокентий Жуков оставил яркий след в истории детского движения и культуре Забайкалья. Сегодня его скульптурные работы хранятся в Забайкальском краевом краеведческом музее и в Забайкальском краевом художественном музее.

В 1921 году Иннокентий Николаевич создал проект монументального памятника, посвящённого четвёртой годовщине Великой Октябрьской революции, и по заданию правительства ДВР привёз его в Москву. Здесь состоялось знакомство Жукова с Надеждой Константиновной Крупской, и он включился в работу по созданию новой Всероссийской детской организации.

Иннокентий Жуков, как педагог-новатор, предложил переименовать скаутинг в детское пионерское движение. Сама идея появления в новой действительности слова «пионер» принадлежала именно Иннокентию Жукову.

Первый пионерский отряд, которым руководил Жуков, был организован из учащихся опытной школы при государственном институте физической культуры в Бауманском районе Москвы. Иннокентий Николаевич придумал девиз «Будь готов!» и ответ: «Всегда готов!», нарисовал пионерский значок с костром, и предложил всем юным пионерам носить алый галстук. 23 марта 1923 года Иннокентий Жуков стал членом главной квартиры юных пионеров и ему было присвоено звание старшего пионера республики.

Таким образом, новаторские педагогические идеи Иннокентия Жукова легли в основу создания Всесоюзной детской пионерской организации имени Ленина, участниками которой на протяжении всего советского периода были практически все дети нашей страны.

Обложка книги Иннокентия Жукова «Приключения пионеров в Египте». 1926

Иннокентий Жуков был и детским писателем. В 1924 году в свет вышла его книга «Путешествие пионерского звена в страну чудес», а в 1926-м – «Приключения юных пионеров в Египте». В августе 1929 года Иннокентий Николаевич принял участие в проведении Первого Всесоюзного слёта пионеров в Москве.

В 1931 году Жуков вышел на пенсию. По ходатайству Пролетарского районного комитета ВКП(б), поддержанному Надеждой Крупской, ему была назначена персональная пенсия. Но и в 1930-е годы Жуков продолжает творческую, общественную и педагогическую деятельность.

После начала Великой Отечественной войны Иннокентий Николаевич находился в эвакуации в городе Губаха Пермской области, но летом 1942 года вернулся в Москву. В 1946 году он работал над книгой «Хроника рода Жуковых». Вскоре книга вышла в печать и стала литературным завещанием автора. Творческие достижения Иннокентия Жукова высоко оценили многие его современники, в том числе Илья Репин, Огюст Роден, Максим Горький, Ромен Роллан, Анатолий Луначарский, Лев Толстой, Сергей Коненков, Надежда Крупская.

Иннокентий Николаевич, несмотря на занятость на общественной, педагогической и творческой работе, всегда уделял большое внимание семье. Жуковы вырастили четверых детей: Георгия, Ирину, Вадима и Веронику. Ирина стала педагогом и хранителем отцовского наследия, Вадим – врачом-отоларингологом, а Вероника – художником.

Педагогические и творческие заслуги Иннокентия Жукова были высоко оценены в конце его жизни. В 1945 году он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и принят в члены Московского областного Союза художников.

Умер Иннокентий Николаевич Жуков в Москве 5 ноября 1948 года. Его могила находится на 23-м участке Введенского кладбища.

Скульптурные произведения Иннокентия Жукова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Пензенской картинной галерее, художественных музеях Иванова, Иркутском областном художественном музее имени Сукачёва, Забайкальском краевом краеведческом музее и Забайкальском краевом художественном музее.

Андрей Кодин

Репродукции Андрея Кодина