Преображение Господне (Яблочный Спас)

Сегодня, 19 августа, в православной церкви празднуется Преображение Господне. О нём сообщают трое евангелистов — Марк, Матфей и Лука. «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк, 9:2-13).

Икона Праздника из фондов ЗКХМ

А вот так праздник описывается в книге Ивана Шмелёва «Лето Господне»: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий». «…Второй Спас, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…»

В.А.Степанов. Лист 8 из серии «Яблоки и драпировка». Бумага, плоская печать. XX век. ЗКХМ

Но это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования и не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку на Руси виноград был редкий гость на столе, его заменили яблоками и строго соблюдали правило — до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять. Правило: «воздержание от вкушения плодов до их освящения» касается монахов и его можно назвать реализацией неписаного принципа: «сначала — Богу, потом — нам». На Руси миряне стремились подражать монахам, поэтому и в жизни соблюдали данное правило. Нужно ли соблюдать его в наше время – вопрос открытый, личного характера.

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей — и только в последнюю очередь ели сами.