В бурятской культуре издревле сохранились шаманистские представления, по которым земля является серединным миром. Каждая местность, гора, река, озеро, дерево, скала имеет своего эзэна. По представлениям тюрков и монголов после божеств по иерархической лестнице Вселенной управляют «хозяева местности». Пределы территорий хозяев местности определялись естественными границами (берег, река, овраг и т.д.). Таким образом, территория обитания людей – это одновременно и место жительства всевозможных духов – эзенов.
Правила и нормы поведения человека были тесно связаны с почитанием хозяев местности. Эти правила и нормы сводились к различным запретам, оберегающим от людей покой хозяев местной природы и их богатства (растительный и животный мир). Для того, чтобы заслужить благорасположение хозяев местности, им приносили различные жертвы. Так, в дар хозяевам местности вешали на деревья ленточки из материи только светлых тонов. И по сей день эти традиции соблюдаются.
В работе Нимы Пурбуева «Эзэн» представлен тот самый дух верхом на коне. На оголённой земле примечательны растущее деревце и камни, расположенные в одном месте, как бы намекая, где следует оставлять подношение. А дорога является аллегорией жизненного пути.
Приглашаем познакомиться с творчеством бурятских авторов Доржи Гомбоева и Нимы Пурбуева на выставке «Легенды забайкальских степей».