Когда Музейно-выставочный центр работал в обычном режиме, до пандемии, наши сотрудники проводили интересные экскурсии по Чите, рассказывали о красивейших исторических зданиях краевой столицы. Теперь же в режиме онлайн мы предлагаем вам познакомиться, лучше узнать архитектурную историю города. Начнем наш цикл виртуальных экскурсий с дома архитектора Пономарева, прекрасно представленного в работе Артёма Тарасова из акварельной серии «Мой город» (выставка «Мост через реальность 7», МВЦ).
Прогуливаясь вверх по улице Бутина или Журавлева и свернув на Нагорную (последнюю улицу перед Новобульварной) вы увидите старинный особняк. Это и есть дом, а точнее дача Пономарева. Здание построено в 1910 году в так называемом стиле провинциального модерна. Его отличает оригинальное декоративное оформление: на главном фасаде устроен балкон с навесом с пропильной резьбой. Оконные наличники с накладной резьбой завершены профилированной полочкой. Говорят внутри дома есть витая деревянная лестница с балясинами, фигурные перила и подоконники.
Фёдор Евплович Пономорёв, первый владелец дома, в период с 1903 по 1910 год и с 1914 по 1921 год был главным архитектором города. При нём Чита кардинально изменилась, было построено 70% каменных зданий. Он спроектировал доходные дома Старновского, Полутова, Духая, Окулова, Короткова и Коротковой, Древновского. Под его руководством построены соборная мечеть, Госбанк, здание казначейства, банк Труфанова; он принимал участие в строительстве зданий в Полутовском квартале, Первой женской гимназии, дворца братьев Шумовых, экскурсии о которых также выйдут в нашей ленте.
Сегодня «хозяином» дома, где проживают люди, является городская администрация, которая никак не может провести реставрационные работы. Тогда бы удивительной красоты стало в нашем городе еще больше, которую можно увидеть, как в данном случае, не только в работах художников.
Продолжаем виртуально путешествовать по Чите. Перемещаемся на улицу Амурскую, между бутина и Журавлева. Здесь есть прекрасная усадьба Коновалова, которая изображена в работе Артема Тарасова серии «Мой город».
Василий Коновалов был мастером фотографии, он первым в Чите, после поездки в Петербург, стал обрабатывать фотографии с окраской в разные тона. Конечно же, это привлекало зрителей и особенно богатых заказчиков.
В комплекс усадьбы входит два дома: одноэтажный деревянный и двухэтажный каменный, который не полностью изображен автором. Украсила усадьба архитектурный облик Читы в 1906 году. Как видите, деревянный дом, который был жилым, раскрывает особенности стиля модерн. Главный фасад украшает красный вход и галерея, поддерживаемая резными колонками. Своеобразие декора заключается в фигурном подзоре и массивной деревянной волюте над красным входом, рисунок которой дополнен накладными элементами, изображающими хвост кометы.
Главным же элементом усадьбы являлось двухэтажное здание. Когда-то здесь был доходный дом, где располагалось фотоателье Василия Коновалова. Главный фасад имеет асимметричное решение, плоскость стены раскрепована лопатками, в левой части завершенных волютой, а в правой − столбиками со ступенчатым верхом. Своеобразный фронтон акцентирует парадный вход. Изумительны оконные проемы – прямоугольные, круглые, в четверть круга. До наших дней частично сохранились лепные розетка и тяги.
С февраля 1917 года здесь находилась тюремная инспекция, затем размещалась комендатура госполитохраны, окружное управление ГПУ. Долгое время здесь было управление Госстараха. Сегодня его арендатором является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Очередная экскурсия по архитектурным достопримечательностям забайкальской столицы посвящена дому Вамбурга. Представленное изображение кисти Артема Тарасова из акварельной серии «Мой город».
Прогуливаясь по главной улице Читы, на перекрестке улиц Ленина и Красноярской стоит нарядный деревянный дом, известный многим читинцам, поскольку захаживали пообедать в здешнем кафе. Возможно, многие и не догадывались, что находятся в доме с более чем вековой историей, в 1908 году он был построен. Деревянный модерновый особняк отличается оригинальными резными наличниками и пирамидальной усечённой крышей с декоративной «звездой-солнцем». Кроме того, в доме сохранились окна, оборудованные оригинальными замками, затворами, которыми сегодня стараются лишний раз не пользоваться, сохраняя историю дома.
Само здание находится относительно недалеко от читинской синагоги. Потому неудивительно, что первым владельцем дома был родившийся в 1890 году Давид Абрамович Вамбург, бывший заведующий отделом снабжения в фирме «Люри». В 1938 году он был арестован во Владивостоке и расстрелян, спустя 20 лет реабилитирован.
Продолжаем путешествие по старой Чите. Однако теперь расскажем не об одном конкретном здании, а целом комплексе, часть из которых и запечатлел на своих работах художник Артём Тарасов в серии «Мой город».
Один из символов забайкальской столицы — так называемый Полутовский квартал. Участок земли, ограниченный современными улицами Ленина, Бутина, Чайковского и Журавлёва, в 1880 годах принадлежал купцу Бутину. Из-за финансовых проблем он впоследствии продал его «Торгово-промышленному товариществу братьев Полутовых», которые и начали в этом месте активную застройку.
Всего за период с 1903 по 1914 года по проекту архитектора Леона Корганова было возведено 17 зданий. В основном это доходные дома, а также баня, хозяйственные постройки, артезианский колодец. Надзор за строительством осуществлял городской архитектор Фёдор Евплович Пономарёв. Первым был построен особняк Полутова, чей современный адрес Ленина, 100. Деревянное здание в модерновом стиле отличает оригинальное архитектурное исполнение: пропильная резьба украшает фасад и оконные проемы здания со шпилем; внутри – многоярусная сложная лепнина по периметру помещений, центральные и боковые потолочные лепные розетки, облицованный изразцами камин. В доме располагалась контора «Товарищества братьев Полутовых» и жил сам Дмитрий Васильевич. После революции и в советское время здесь находилось большое число административных учреждений. Сейчас оно принадлежит Четвёртому арбитражному апелляционному суду.
Из всего комплекса зданий немного в тени остальных находится дом по улице Журавлёва, 28. Когда это был Доходный дом. Двухэтажное здание построено в 1914 году и в нем сразу обосновалось Общественное собрание. Само здание выделяется оригинальным лестничным блоком и красным входом на фасаде, который выделен ризалитом, увенчан пирамидальной усеченной крышей с чешуйчатым покрытием. Плоскости стен с горизонтальной обшивкой расчленены подоконным и междуэтажным карнизами, пропильным фризом, декоративной обшивкой подоконных парапетов. Характерная особенность дома – стрельчатые фронтоны, венчающие уличные фасады. С юго-восточной стороны здание укреплено брандмауэром – специальной несгораемой стеной, которая в случае пожара должна была препятствовать распространению огня на соседние здания.
Проходя мимо Музейно-выставочного центра уже можно заметить высокое здание из красного кирпича, в народе называемое пожарной каланчой. Это место знают даже совсем юные жители центрального района города, поскольку видят каждый раз, когда приезжают в детскую поликлинику, что на перекрёстке улиц Чкалова и П. Осипенко.
Забайкальский живописец Андрей Пащенко в 2012 году написал этот уголок исторической Читы со стороны улицы П. Осипенко. Сегодня этюд с каланчой хранится в фондах МВЦ.
Здание было построено в 1907 году. Тогда Чита простиралась до улицы Бульварной (ныне Бабушкиной), с башенки город был как на ладони. Правда, здесь какое-то время находилось еще и полицейское управление. В расположенном рядом доме по П. Осипенко, 37, были квартиры пожарных и полицейских, а чуть дальше, в доме №39 был, как сегодня говорят, изолятор временного содержания для задержанных.
Дозорная функция каланчи – не основная, огнеборцы использовали ее также и для сушки пожарных рукавов, подвешивая их по всей длине каланчи.
Здание пожарного управления, в том числе и каланча, показывают принципы провинциальной архитектуры начала XX столетия, когда воцарился период эклектики и модерна. Изначально это помещение имело симметричное строение, которое разделялось высокой башней – каланчой. Однако затем строение немного было преобразовано и здание пожарного управления получило угловую форму.
Первый этаж представлен кладкой с характерным названием «под руст». Второй этаж оформлен кирпичами иного оттенка. Отличается от всей композиции и каланча, которая выложена материалом более светлого оттенка. Но истинным украшением является башня, которая имеет смотровую площадку, расположенную под зонтиком. Сразу отметим, что пройти на башню вы не сможете, вход закрыт. И заключают образ пинакли и ажурные кованые кронштейны, придающие каланче изящности и величества.
Сегодня на территории архитектурного памятника базируется музей, экспозиции которого рассказывают гостям об истории читинской милиции.
До новых встреч на экскурсиях, друзья!