Философский взгляд

В Музейно-выставочном центре открылась выставка работ забайкальского художника Юрия Кргулова

Видеть красоту в обычном, подмечать интересное в обыденном – этим даром обладал забайкальский художник Юрий Круглов. Наверное, лучшей  иллюстрацией этому послужит история о том, как он любовался  собственной флюорографией», находя на этом снимке среди отображения бронхов и альвеол, темных и светлых пятен космические глубины.

Родился Юрий Анатольевич на берегах Шилки, в Сретенске, в феврале 1940 года. Как и многие забайкальские художники, получать пофессиональное образование отправился в Иркутск. Учился он на живописном отделении у известного мастера Аркадия Вычугжанина. Первым большим показом для него стала зональная выставка «Советский Дальний Восток» 1964 года, на которой он представил почти два десятка своих произведений.

Начиная как живописец, вскоре он переключился на графику, отдавая предпочтение линогравюре. Эта техника в начале 60-х годов была популярна среди советских художников. И если первые работы Круглова были почти безлюдными, во многом созерцательными изображениями, полными ощущения жизни, радости познания мира, безмятежности, то в работах конца 60-х мы уже видим пропитанные мировоззренческими размышлениями произведения. Для них были характерны зрелость мыслей и чувств, их образы глубоки и волнующи, им свойственно философское осмысление жизни. Предельно точный и лаконичный язык его графических листов даже в черно-белом выражении сохраняет цельность и красочность.

С одной стороны, произведения Круглова легко укладывались в господствующий в искусстве соцреализм, с другой, он всегда находил собственную трактовку в любом сюжете. Как и другие художники того времени, он не мог обойти тему жизни простого человека, которую лаконично описывает в сериях «БАМ», «Старая и новая деревня». Юрий Анатольевич часто пользовался штриховкой, ведь для него она – средство передачи визуальной информации и настроения. Каждая точка и каждая линия в его работах конструктивны, выполняют свою ритмичность и смысловую роль.

Особое место в творчестве автора занимает рисунок тушью. В его исполнении это виртуозные, предельно точные, емкие и образные изображения. В них присутствует некий обобщенный взгляд на окружающий мир, сопоставляющий человека, его мысли, поступки и переживания. Кроме этого он не забывал об офорте и монотипии, в разное время обращался к монументальному искусству, оформлению интерьеров, много занимался книжной графикой, не забрасывал и живопись.

Юрий Круглов много и плодотворно работал, активно принимал участие в различных выставках. Его произведения были известны далеко за пределами Забайкальского края, их можно было в разные годы видеть на выставках во Франции, Японии, Монголии, Болгарии и Китае. Один из его персональных показов в своё время проводился на немецкой земле. И сейчас его работы хранятся в музеях Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также галереях и частных коллекциях за рубежом. Стоит также отметить, что картины и рисунки Круглова всегда попадали в сельские галереи, и до сих пор продолжают радовать жителей разных уголков нашего региона, а не только краевой столицы.

Наталья Протасова, Антон Матушевский

“Культура Забайкалья” №7 (458) // июль 2020