Ворон, три розы и бутылка коньяка

В Музейно-выставочном центре вы можете посетить мистическую выставку «Страшные воспоминания». На ней три десятка пугающих стерео-портретов викторианской эпохи. Среди них и дагеротипическое изображение известного писателя Эдгара Алана По.

Поэт, писатель, эссеист, литературный критик и редактор. За двадцать лет творческой деятельности По создал почти 150 произведений, в большинстве своём это были стихотворения и рассказы. При жизни он не снискал большой славы, притом, что  Жюль Верн, Артур Конан Дойл, Говард Филлипс Лавкрафт признавали за ним роль первопроходца в жанрах, которые они популяризовали. Иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность изображаемых им состояний, впоследствии создали ему славу непревзойденного мастера литературного саспенса и атмосферы гнетущего ужаса. Не зря же его «Ворон» при первых прочтениях заставлял падать в обморок особо экзальтированных особ от простых, рефреном повторяющихся слов «nevermore». Не зря изображение ворона с тех пор обязательный элемент многочисленных домов ужасов и особняков с приведениями.

Однако непростым, таинственным и пугающим было не только творческое наследие, но и сама недолгая жизнь писателя. Особенно в последние годы, когда ему пришлось пережить смерть жены Вирджинии, которая буквально на его руках угасла от туберкулёза. Это привело к очередному нервному срыву, который отягощали постоянные дрязги с коллегами, довольно скудное финансовое положение и несостоявшийся брак, который разрушило пристрастие автора к алкоголю. Буквально за три года По превратился из импозантного худощавого молодого мужчины с портрета Осгуда в уставшего от жизни человека с ассиметричным лицом и растрепанными волосами. Его часто наблюдали в сумрачном расположении духа и в состоянии эмоционального напряжения.

Как итог 3 октября 1849 сорокалетнего писателя обнаружили на одной из уличных скамеек в Мэриленде в бредовом состоянии. Палата в больнице, в которой его поместили, больше напоминала тюремную камеру с решётками на окнах. Здесь писатель и скончался через четверо суток. Причина его смерти остаётся загадкой до сих пор; среди различных версий:  опухоль головного мозга, диабет, различные формы ферментной недостаточности, сифилис, апоплексический удар, алкогольный делирий, эпилепсия, менингит, а  также холера. Но даже после смерти продолжились его злоключения. Изначально даже на могиле По не было памятника. Надгробие из белого итальянского мрамора, заказанное кузеном Нельсоном, было разрушено ещё до установки, когда сошедший с рельс поезд протаранил кладбищенский склад. Вскоре в газетах появился некролог писателя, который начинался словами: «Эдгар По мёртв. Он умер позавчера в Балтиморе. Известие это поразит многих, но мало кого опечалит». Его автор, Руфус Уилмот Гризвольд, впоследствии выпустит «Мемуары автора», где выставит По неисправимым пьяницей, наркоманом, безумцем и безбожником, а как его душеприказчик получит огромную прибыль с издания собраний сочинения автора, не оставив родственникам По ни пенни.

Тем не менее, спустя годы среди жителей Мэриленда вновь возник интерес к фигуре писателя. В 1875 году его останки были перезахоронены на новом месте, а спустя 10 лет вместе с ним были перезахоронены останки жены и тёщи. И вот, в 1949 году через сто лет после смерти По, в день его рождения на могиле появилась початая бутылка «Мартеля», три розы и записка от таинственного поклонника писателя. С тех пор эта традиция ежегодно повторялась несколько десятилетий. Поклонник всегда надевает чёрное пальто и шляпу; его лицо скрыто шарфом или капюшоном. Как правило, в день совершения таинства собирается несколько репортёров и просто любителей творчества Эдгара По. Обычно из уважения к традиции не предпринимается никаких попыток вмешаться в ход этого ритуала. Причём отмечают, что, судя по записке 1999 года, «первый» тайный поклонник передал традицию другому человеку, который в последний раз появился на могиле, в 2016 году.

Уже многие годы с чтения стихотворения «Ворон» начинаются домашние игры «Baltimore Ravens», команды, талисманами которой являются живые вороны, с именами Эдгар, Алан и По.

Выставка мистических стерео-портретов «Страшные воспоминания»