Вспоминая Доржи Гомбоевича Гомбоева

31 марта исполняется 85 лет со дня рождения забайкальского живописца, члена Союза художников России Доржи Гомбоевича Гомбоева (1939-2015)

Мы познакомились с Доржи Гомбоевичем в августе 2012 года, когда забайкальские художники пригласили меня поучаствовать в поездке в одно из красивейших мест нашего края – урочище Адун-Челон. Это часть обширнейшего Даурского заповедника, находящегося в Борзинском районе края. По дороге заехали в Агинское, где к нашей компании присоединился Доржи Гомбоевич, и отправились дальше.

К скалам Адун-Челона мы приехали уже под вечер. Даже не думая отдыхать после многочасового пути, Доржи Гомбоевич тут же достал этюдник и холст, развел краски и начал писать. Было совершенно очевидно, что все остальное для художника – суета.

Я достал блокнот и ручку, присел на лежащий рядом камень и попросил художника рассказать о себе.

Я родился в селе Цокто-Хангил в 1939-м, – начал повествование Доржи Гомбоевич. – Нас в семье было пятеро детей, я – самый младший. Отец, Шойжолсан Дараев, во время Великой Отечественной ушел на Восточный фронт и не вернулся.

Похоронка. 1985. Холст, масло

Мать работала на колхозном току, веяла зерно, охраняла его от похитителей, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Эта медаль хранится в семье Гомбоевых до сих пор. В 1956-м вся семья переехала в Агинское.

Здесь я окончил десятилетку, много читал, научился хорошо говорить по-русски, – продолжал Доржи Гомбоевич. – И, конечно же, рисовал. Мечтал поступить в Академию художеств в Ленинграде.

Мечта сбылась. Правда, удалось поступить не в Академию, а в ее филиал, – Таврическое художественное училище, которое в 90-х годах прошлого века было реорганизовано в Санкт-Петербургский институт изобразительных искусств имени Серова.

Мечта степняка. 2002. Холст, масло

Годы учебы были интереснейшим периодом. Студенческий билет позволял входить с этюдником в Эрмитаж, где Доржи Гомбоевич изучал технику живописи выдающихся мастеров прошлого. А в вечернее время подрабатывал в училище кочегаром. Вместе со стипендией доход составлял 45 рублей в месяц, что позволяло быть полностью самостоятельным.

– Санкт-Петербург – потрясающий город, дающий богатую пищу для художественного творчества, – продолжал рассказ Доржи Гомбоевич. – Но дома ждала мать, и после окончания учебы я вернулся в Забайкалье.

Парни из Цаган-Оля. 2011. Холст, масло

Во время службы в рядах Советской Армии Доржи Гомбоевич постоянно ездил в Читу, где принимал участие в оформлении экспозиции музея Боевой славы в областном Доме офицеров. Приходилось так же оформлять многочисленные ленинские комнаты, красные уголки, полковой клуб.

После службы в армии Доржи Гомбоевич вернулся в родное Агинское, и многие годы работал преподавателем живописи в детской художественной школе. Школьные каникулы позволяли плодотворно заниматься творческой работой. Писал многочисленные портреты односельчан, ветеранов войны и труда, пейзажи, оформлял живописными полотнами музеи и клубы.

На водопое. Холст, масло

В конце 60-х успел заочно за три года окончить художественно-графическое отделение Хабаровского пединститута. Принимал участие в многочисленных выставках, в том числе в престижнейшей выставке «Советский Дальний Восток», которая проходила в середине 70-х. Многократно в Чите и Агинском проходили персональные показы работ художника. Доржи Гомбоев – член Союза художников России.

Портрет девушки. Холст, масло

Я пишу во всех жанрах: пейзажи, натюрморты, исторические композиции – рассказывал Доржи Гомбоевич, продолжая колдовать над пейзажем Адун-Челона. – Почти полвека я в Агинском был едва ли не единственным художником-профессионалом. И все же мой излюбленный жанр – это пейзажи забайкальских просторов. Я – человек степи, люблю простую сельскую жизнь, и красота нашей природы – основной источник моего вдохновения. В творчестве стараюсь быть естественным, не терплю вычурности и авангардизма, не стремлюсь никому подражать, считаю, что работа должна идти от души, от сердца.

Перед нашими глазами расстилался потрясающий пейзаж Адун-Челона, особенно необычными казались три скалы на другой стороне долины, отдаленно напоминающие человеческие фигуры. А на одном из холмов выделялся ярко белеющий обоо – памятный знак в месте поклонения забайкальских буддистов.

Адун-Челон. 2013. Холст, масло

Но самой большой магией этого бескрайнего пейзажа был человек, стоявший посреди широких забайкальских просторов и быстрыми движениями кисти запечатлевающий их потрясающую, чарующую красоту. Таким и запомнился мне забайкальский живописец Доржи Гомбоевич Гомбоев.

21 августа 2012 года

Позднее мы неоднократно встречались с Доржи Гомбоевичем на художественных выставках, я внимательно следил за его творчеством и писал о его работах.

Главной для художника была тема родной земли, ее бесконечных просторов, над которыми свершается самый удивительный полет – полет человеческой фантазии, вдохновения, восхищения ее ускользающей, и в то же время вечной красотой. Наиболее запоминающиеся полотна художника, воспевающие красоту Забайкалья, – «Ловля коня», «Адун-Челон», «На водопое», «Мечта степняка», «Алханай», – сегодня хранятся в фондах краевого художественного музея.

Алханай. 2013. Холст, масло.
Ловля коня. 2012. Холст, масло

Осенью 2020 года состоялась презентация иллюстрированного издания, посвященного 80-летию со дня рождения художника. К большому сожалению, Доржи Гомбоевичу не довелось увидеть этот альбом. Сегодня мы отдаем дань памяти замечательному человеку, верному сыну забайкальской земли, прожившему достойную поклона жизнь.

Новую книгу забайкальским читателям представила автор-составитель, искусствовед, кандидат культурологи, член Союза художников России и Международной Ассоциации искусствоведов Елена Иманакова. Альбом создан при поддержке администрации Агинского Бурятского округа. В него вошли живописные и графические произведения автора, обращенные к самым разнообразным темам и сюжетам. Произведения, репродукции которых вошли в альбом, хранятся в музейных собраниях Читы и Агинского Бурятского округа, в частных коллекциях и семье художника.

О будущей войне. 1939. 2014. Холст, масло

Многие картины Доржи Гомбоева наделены глубоким философским смыслом и настраивают зрителя на сопереживание и размышление. Художник обращается к различным материалам и техникам, к важным историческим сюжетам, истории и культуре бурятского народа, воспевает красоту и величие родной земли.

Творческая жизнь талантливого педагога и замечательного художника была весьма плодотворной, – рассказала Елена Иманакова. – Из-под кисти автора вышли сотни работ. Примечательно, что Гомбоев одним из первых среди забайкальских художников начал развивать в искусстве тему бурятской народной культуры. На многих сюжетных живописных и графических картинах изображены особенности национального быта. Нередко художник обращался к буддийским корням и религиозным сюжетам.

У трех озер. 2012. Холст, масло

Наиболее ярко эта тема отражена в большом полотне «Введение во храм», написанном в 2005 году. Действие происходит на ступенях буддийского дацана, где на праздничное действо собрались прихожане и священнослужители. В центре картины изображена молодая мать, держащая на руках маленького мальчика. Средствами изобразительного искусства Гомбоев рассказывает нам историю будущего Далай Ламы, который, по преданию забайкальских буддистов, был бурятом по происхождению. Темы исторических судеб бурятского народа затронуты в картинах «Эмиграция бурят. 1920-е годы», «Смерть Далай-Очира», «Проводы на фронт. 1941 год», «Мать ожидает сына» и других полотнах художника.

Смерть Далай Очира. Холст, масло

Еще одна важная тема в творчестве Доржи Гомбоева – подвиг советского народа на Восточном фронте, события на Халхин-Голе, разгром милитаристской Японии и окончание второй мировой войны. Этой теме художник посвятил полотна «Переход через монгольские степи с Забайкалья. Август 1945 года», «Портрет Г. К. Жукова», «Комбриг М. П. Яковлев. Халхин-Гол. 1939 год».

Комбриг Яковлев. Халхин-Гол. 1939. 2014. Холст, масло
Переход через монгольские степи. 1945 год. Холст, масло

Для военно-исторического музея Дома офицеров Забайкальского края Доржи Гомбоев выполнил эскиз тематической композиции батальной панорамы, на основе которой забайкальские художники Евгений Титов и Наталья Тюменцева создали диораму «Битва на Халхин-Голе».

Нельзя не упомянуть серию графических работ для галереи Дома культуры села Цаган-Оля, посвященных подвигам земляков – Героя Советского Союза, старшины роты противотанковых ружей Базара Ринчино и бесстрашного снайпера Тогона Санжиева.

Графическим и акварельным работам в альбоме отведен большой раздел, этими техниками художник владел в совершенстве. Завершает альбом фотогалерея, рассказывающая о жизненном пути живописца.

Осень. Холст, масло

Доржи Гомбоевич почти сорок лет преподавал рисование и живопись в Агинском педагогическом училище. Он не только передавал ученикам академические знания, но и учил видеть мир глазами художника, во всей палитре цветов, эмоций и чувств

Холодное утро. 2013. Холст, масло

По инициативе Доржи Гомбоева в поселке Агинское в 1971 году была открыта художественная школа, ее отделение и сегодня успешно работает в ДШИ им. К. И. Базарсадаева.

Выпускники Доржи Гомбоевича, учителя начальных классов и преподаватели изобразительного искусства с благодарностью вспоминают уроки приобщения к миру прекрасного. За многолетнюю педагогическую работу Доржи Гомбоев был удостоен званий «Отличник народного просвещения Российской Федерации», «Заслуженный деятель культуры Забайкальского края» и «Ветеран педагогического труда».

Андрей Пащенко. Портрет художника Доржи Гомбоева
2016. Холст, масло

Выход в свет альбома Доржи Гомбоева – дань памяти одному из лучших сыновей агинской земли, яркому, самобытному, одухотворенному человеку, который пользовался заслуженным авторитетом и уважением у земляков. Книга стала замечательным подарком всем, кто интересуется изобразительным искусством Сибири и Забайкалья, историей и культурой бурятского народа.

Жизнь человека – лишь краткий миг, но есть нечто вечное и неизменное, что заставляет наши души обретать бессмертие. Вот о чем с нами продолжает беседовать художник.

С весны 2016 года для юных агинчан проводится конкурс творческих работ имени Доржи Гомбоевича Гомбоева. Из года в год количество участников конкурса растет, и значит, нить преемственности поколений творцов забайкальского искусства не будет прервана. В нашей памяти Доржи Гомбоевич навсегда остается человеком большого сердца, искрометного таланта, искренне любившим свою землю и свой народ.

Андрей Кодин