Вспоминая Юрия Круглова

Замечательный забайкальский художник-график Юрий Анатольевич Круглов родился 26 февраля 1940 года в городе Сретенск Читинской области

В 1962 году Юрий Круглов окончил Иркутское художественное училище и сразу же начал выставочную деятельность. Его работы можно было видеть на городских, областных, зональных, всероссийских, всесоюзных выставках. Графика Круглова экспонировалась и за рубежом: в Германии, Франции, Китае, Японии и Монголии. Персональные выставки художника проходили многократно с 1968 года в Чите, и в 1973 году в Германии.

С 1968 года Юрий Анатольевич жил и работал в Чите, в 1970 году вступил в Союз художников СССР. В 1998 году Юрию Круглову присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

Автопортрет. Бумага, уголь

Художник в совершенстве владел графическими техниками, его рукам были подвластны линогравюра, офорт, рисунок пером. Кроме станковых графических работ он периодически занимался живописью, монументальным искусством, оформлением интерьеров.  Увлекшись книжной графикой, Юрий Круглов оформил многие литературные издания.

Первый большой успех пришел к Круглову после участия в I зональной выставке «Советский Дальний Восток» в 1964 году, на которой 23-летний художник показал 17 графических работ. Уже тогда критика отметила необычную цельность мировосприятия, чистоту и глубину образной мысли в гравюрах Круглова.

Вольные. 1962. Бумага, линогравюра
Ребенок с бабочкой. 1964. Бумага, линогравюра

Линогравюра оставалась любимейшей техникой Юрия Круглова на протяжении всей творческой жизни. Уже ранним гравюрам художника присущи черты, которые позволяют особо выделить его работы. Легкие штрихи в линогравюрах Круглова, чередуясь, создают мягкость серебристых тонов, тонкие изысканные линии придают листам мастера ажурное изящество.

Основными темами творчества художника были проблемы войны и мира, бытия человека и природы. Они отражены в таких сериях, как «Старая и новая деревня» (1970), «Гражданская война на дальнем Востоке» (1971), «Бунтари» (1968), «Пасторали» (1974-1975), «БАМ» (1980), «О декабристах» (1984), «Земля» (1976-1985), «Утро нашей Родины» (1990-е).

Для работ Юрия Круглова характерны зрелость мыслей и чувств, их образы глубоки и волнующи, им свойственно философское осмысление жизни. Предельно точный и лаконичный язык его графических листов даже в черно-белом выражении сохраняет цельность и красочность.

Давайте взглянем на серию рисунков тушью «Земля». В них нет четко выраженного сюжета, но художник передает зрителю свое поэтическое и очень сложное восприятие окружающего мира, глубинные чувства, рожденные быстротекущей жизнью.

Серия «Земля». Бумага, тушь, перо

Человек еще только родился, но он уже частица большого мира, тесно связанного с ним. На гравюре «Рождение» купол звездного неба открывается над матерью и ребенком, рождая мысль о космической сущности всего нашего бытия.

Мысль о сопричастности, связи нашей жизни со всей Вселенной проходит через ряд работ: «Утренние кони», «Вавилонская башня», «Театр». Соотношение вечного и преходящего остро раскрывается в листе «Вечность». Жизнь человека коротка, но бессмертна красота, созданная его руками.

Вавилонская башня. 1977. Бумага, тушь, перо, кисть

В разные периоды творчества художник обращается к важным темам нашей истории. Перед нами предстают образы декабристов, героев гражданской войны, строителей Байкало-Амурской магистрали. И всякий раз мы поражаемся особой трактовке характеров избранных героев и своеобразному мировосприятию автора.

Так, в серии офортов, посвященной декабристам, художник главное внимание уделяет не внешнему облику и действиям героев, а их внутреннему миру, их мыслям и чувствам. Люди, волею судеб оказавшиеся в Забайкалье и так много сделавшие для его развития, показаны в моменты высшего взлета их духовного бытия. На листе «Похороны Александрины» мы видим, как душа Муравьевой, все отдавшей во имя бессмертной любви, взмывает ввысь навстречу ангелам в момент, когда бренное тело предается земле.

Похороны Александрины. 1988. Бумага, тушь, перо

Многие произведения Юрия Круглова пронизаны острым восприятием чужого горя и боли, человек редкой доброты и совестливости, он воспринимал близко к сердцу беды не только родных, но и совершенно незнакомых людей, живущих даже на другом краю света («Фашизм», «Война», «Тревога»).

Война. 1963. Бумага, линогравюра
Тревога. 1966. Бумага, линогравюра

Но все же в большинстве работ Юрия Круглова главными остаются жизнеутверждающие темы. Художник умел радоваться жизни и щедро делился своим талантом и жизнелюбием с окружающими.

Работы Юрия Круглова часто называют «поэзией в графике». Художник умел видеть в окружающем мире очарование и красоту, в своих лаконичных и талантливых работах он останавливал бег времени и отражал самые яркие моменты бытия.  Мастер, импровизируя, создавал наполненные радостью и солнечной поэзией образы («Вольные», «Весенний этюд», «Доброе утро», «Весна», «Ребенок с бабочкой»).

Весенний этюд. 1971. Бумага, линогравюра
Доброе утро. 1963. Бумага, линогравюра

Важную часть в творчестве Юрия Круглова занимает монотипия. В работах, выполненных в этой технике, художник показывает нам мир забайкальской природы с ее бескрайними степями, весенними ветрами, яркими и теплыми красками. Мастерство работы с цветом придает этим листам особую притягательность («Буряты слушают землю», «Зимнее болото», «Пейзаж», «Половодье», «Март», «Дорога после дождя»).

Половодье. Бумага, акварель
Зимнее болото. 1985. Бумага, монотипия
Пейзаж. 1985. Бумага, монотипия

Убедительная образность, эмоциональная насыщенность формы, ее пластическое богатство отличают лучшие работы мастера. Поэтичность, кажущаяся простота и доступность художественного языка произведений Юрия Круглова делают их лучшими образцами забайкальской графики.

Произведения Юрия Анатольевича помогают зрителю увидеть красоту мира в самых разных, порой неожиданных ее проявлениях, за обыденным угадать значительное, в повторяющемся многократно показать новизну и свежесть, а в ставшем давно привычным – раскрыть глубокий лирический смысл.

Буряты слушают землю. 1979. Бумага, монотипия
Дорога после дождя. 1980. Бумага, акварель, монотипия

Работы Юрия Круглова хранятся в музеях Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом: в Китае, Монголии, Франции, Болгарии, Германии, Японии и других странах. В фондах Забайкальского краевого художественного музея – сотни графических листов, созданных художником в разные периоды творческой деятельности, начиная с 60-х годов ХХ века.

Сегодня, вспоминая замечательного забайкальского графика Юрия Круглова, мы можем еще раз подчеркнуть его яркую творческую индивидуальность, высокое мастерство и подлинный артистизм. Творчество Юрия Круглова стало заметным явлением забайкальского искусства, снискав признание и любовь земляков.

Андрей Кодин