Многая лета художнику!

10 марта исполняется 97 лет со дня рождения известного художника-графика Израиля Табакова. Израиль Аронович родился в 1927 году в Иркутске, он выпускник Иркутского художественного училища. С 1954 по 1991 год Табаков жил и работал в Чите. Член Союза художников СССР.

Еще во время учебы в Иркутском художественном училище Табаков работал гравером в типографии, где увлекся художественной иллюстрацией, которая впоследствии и привела его к графике.

Начав трудовую деятельность в Чите, Израиль Табаков многие годы тесно сотрудничал с забайкльскими писателями Г. Граубиным, Е. Куренным, Н. Ященко, Н. Никоновым, Г. Кобяковым, В. Лавринайтисом, выполняя художественное оформление книг, которые давно стали классикой забайкальской литературы. Его иллюстриции не просто сопровождали текст книги, а помогали читателю глубже понять литературное произведение, подчеркивали основные мысли автора.

Иллюстрации Табакова в книгах для детей стали первой встречей с изобразительным искусством для многих юных забайкальцев. Израиль Аронович проницательным взглядом художника следил за жизнью литературных героев, проникновенно изображал все основные моменты их жизни, делая детскую книгу легкой для прочтения и понимания маленькому читателю. Часто в трактовке сюжета проглядывает добродушная улыбка художника, он в некотором смысле становится соавтором писателя, глубоко и проникновенно показывая внутренний мир героев.

Агитплощадка. 1975. Холст, темпера

С начала 60-х Табаков активно вошел в творческую жизнь Читы как график, и в 1962 году был принят в Союз художников СССР. Постепенно художник создавал целые серии работ о детях, строителях, военнослужащих, циклы на бытовые темы. В начале Табаков отдавал предпочтение технике линогравюры, а затем и более сложному виду графической техники – офорту.

Графические работы Табакова отличаются целостностью решения, композиционным мастерством, своеобразием рисунка, эмоциональным раскрытием темы.

В лодке. 1971. Бумага, офорт
Лепешки. 1980. Холст, темпера

Отличительная особенность творчества Табакова в том, что от «графичности» он постепенно стремился перейти на сторону «живописности». Живописные работы художника, выполненные темперой по холсту, выполнены в сдержанном цветовом ключе, они непритязательные и лиричные, очень теплые и камерные.

Забайкальский пейзаж для Табакова – это совершенно особая, глубоко продуманная и остро переживаемая тема. Пейзажам художника присущ плавный и певучий ритм, декоративность неярких, приглушенных тонов.

Заимка. Картон, смешанная техника

Совершенно особо в творчестве Табакова стоит тема города. Здесь создан целый ряд работ, показывающих Читу в разные эпохи и периоды, в разные времена года, в разных ракурсах и обстоятельствах. В образах художника Чита с покосившимися домами и улочками начала ХХ века вдруг перерастает в современную многоэтажность, безжалостно вытесняющую старый, уходящий мир.

Раннее утро. 1986. Холст, темпера

Откровенность и смелость творческой мысли в далекие 70-е не всегда поощрялись, искусство часто было политизированным и стандартизированным. Но Табаков умел выйти за общепринятые рамки и свободно выразить свой взгляд на окружающую действительность, не боясь правдивого ее отражения («Корни», «Агитплощадка», «Сборщики бутылок»).

Корни (Хозяйка). Бумага, офорт

В течение многих лет Израиль Аронович занимался монументально-декоративной росписью, используя при этом собственную технику и приемы выполнения работ. Художник создавал цельные и органичные ансамбли эстетически организованной среды, делая искусство неотъемлемой частью архитектурного пространства.

Одна из самых известных монументальных работ художника была сделана совместно с забайкальскими живописцами А. В. Колчановым, В. Д. Пинигиным, Э. А. Рейхом, Л. С. Рыжовым, Б. А. Чередником. Это было оформление большого читального зала Читинской областной библиотеки (ныне Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина). По собственным эскизам художники оформили читальный зал библиотеки на темы: «Из истории книгопечатания», «От легенд к знаниям», что ещё раз напоминает читателям о значимости книг, хранящихся в библиотечных фондах.

Роспись читального зала Пушкинской библиотеки

К большому сожалению, сейчас эта уникальная роспись нуждается в реставрации, на которую, по словам директора библиотеки Елены Сивцовой, требуется не менее миллиона рублей. Хочется верить, что рано или поздно средства найдутся, и монументальная роспись засияет новыми, свежими красками….

Деревенька на холме. 2010. Картон, гуашь

Многое связывает художника Израиля Табакова с Забайкальем. Именно здесь он начал свою выставочную деятельность, здесь прошли многие персональные выставки, здесь художник обрел хороших и верных друзей. Забайкалье вдохновляло и продолжает вдохновлять мастера на творчество.

Израиль Аронович поддерживает контакты с нашим краем, созванивается с друзьями, в том числе с известным забайкальским фотохудожником, заслуженным работником культуры РСФСР Федором Николаевичем Машечко.

Ремонт трактора. Бумага, акварель

Теплые отношения художник поддерживает и с сотрудниками Забайкальского краевого художественного музея, в фондах которого хранится немало работ Табакова. Здесь неоднократно проходили персональные выставки мастера.

Мост через Читинку. Бумага, гуашь, акварель
На околице. 2002. ДВП, темпера

К большому сожалению, многих близких друзей художника уже нет с нами. Но о них Израиль Аронович вспоминает самыми теплыми словами: «…Персональные выставки мне всегда помогал проводить Георгий Рудольфович Граубин. Мне даже казалось, что люди приходят не столько на мою выставку, сколько послушать Георгия Рудольфовича. Но сейчас получилось так, что Граубина уже нет… Многие из моих коллег тоже как-то быстро ушли. Мне сегодня хочется вместе со всеми читинцами вспомнить тех, кого рядом нет«.

Лошади. У холма. 1999. ДВП, темпера

Сегодня мы, забайкальцы, выражаем Израилю Ароновичу Табакову уважение за самобытный талант и преданность искусству, а также глубокую признательность за сотрудничество и весомый вклад в искусство Забайкалья.

Обед. Холст, темпера

Израиль Аронович продолжает присылать свои работы в дар Забайкальскому краевому художественному музею. В 2016 году он подарил целый ряд работ, одна из них называется «Собеседники». Это авторский повтор известной картины, выполненный акрилом по холсту. Откроем секрет: на автопортрете художник изобразил себя вместе с сыном.

Собеседники. 2013. Холст, акрил

Сам художник – слева, спортивного телосложения, седовласый, в кепке. Его облик хорошо узнаваем, хотя дан в небольшом развороте со спины. Очень выразительно и с долей лёгкой иронии автор изобразил своего сына – архитектора. Дело происходит в израильском городе Хайфе, куда отец и сын приехали для проведения выставки.

Кстати, «Собеседники» – единственная картина Табакова в фондах ЗКХМ, на которой изображено не Забайкалье. На всех остальных полотнах – только забайкальские пейзажи и наши земляки!

Хозяйка разъезда. Холст, темпера
Рейсовый автобус. 1980. Холст, темпера

Сегодня у нас есть возможность увидеть работы художника не только в Интернете, но и «вживую», в подлинниках. Для этого надо следить за выставками в музее. Произведения Израиля Табакова достаточно часто экспонируются на различных вернисажах.

Осень.1984. Холст, темпера

Судьба даровала Израилю Табакову забайкальское долголетие, он отмечает 97-летие. Здоровья нашему земляку и нового творчества! Многая лета!

Андрей Кодин

Поселок у реки. 1999. ДВП, темпера