Прогулка по Чите с Бато Дугаржаповым…

В МВЦ продолжает работу выставка импрессиониста Бато Дугаржапова. Посетив её, вместе с художником можно совершить путешествие по городам Франции, Италии и России. Среди работ есть три, посвященные Чите.

Чита в жизни Бато – это жизнь, учеба, служба в армии и первое прикосновение к изобразительному искусству. ««Помню, во втором классе читинской школы № 40 на огромной плоскости школьного коридора кто-то из художников писал маслом сюжет из жизни молодого Ульянова. Эпизоды этой росписи создавались кусками сразу же в законченном виде, сильно, большими широкими мазками. Это производило на наши неокрепшие души неизгладимое впечатление существующего недоступного нам мира, мира живописи, красок, людей, которые могут прийти и создать на стене параллельную реальность. Это творилось на наших глазах, когда мы отдыхали на переменах, и было отлично от той «оформиловки», которая окружала нас и кричала формами Казимира Малевича», — вспоминает художник. «В 1974 г. маме на работе в Чите подарили книгу «Рисунки Рубенса», качество печати было потрясающим. Осознал эти рисунки, когда уже учился в Московской художественной школе».

Представленные на выставке картины «Кинотеатр «Родина», «Улица Бутина», «Площадь Ленина» написаны художником в 2008 г. На них хорошо узнаваемы и близки забайкальцу фасады зданий, фонтан, флагштоты. Вместе с архитектурой зритель может увидеть и ощутить забайкальское солнце, легкий ветер, переменчивость погоды. Художник создаёт свои творения при любых погодных условиях. Он улавливает и мгновенно воплощает уходящее солнце или ветер, проблески чистого неба или надвигающуюся тучу, пытаясь остановить эти мгновения. Контраст природы и контраст внутреннего состояния автора соединяются. И на полотнах оживают небольшие тучи и солнцем озаренный тротуар с тенью от флагштотов, светлые колонны с нависшей тучей, создающей тьму над зданием кинотеатра, и просвет вдали. Становится сложным установить, в какое время написана картина: день или вечер. Но это особенность стиля автора – дать возможность «дочитать», дорисовать картину в своей фантазии, стать соучастником момента её создания, погрузиться и прочувствовать с автором эти мгновения творчества.