Сказочные цветы у монумента декабристу

В Музейно-выставочном центре продолжает свою работу выставка, посвященная 195-й годовщине восстания на Сенатской площади. Многие забайкальские авторы посвящали декабристам свои произведения, в том числе и самобытная художница Александра Григорьевна Тяпкина (1918-1997).

Отсутствие профессионального образования не стало для нее преградой для того, чтобы начать творить. Александра Григорьевн происходила из простой крестьянской семьи. Только окончив шестой класс, пошла работать. Была чернорабочей на Калангуйском руднике, уборщицей, помощником киномеханика, портнихой. И только в возрасте 48 лет она увлеклась рисованием. Стала осваивать акварельную технику под руководством читинского художника Василия Порфирьевича Костионова в Доме народного творчества. Чуть позже пристрастилась к гуаши и темпере.

Работала Александра Григорьевна долго, кропотливо, некоторые картины писала годами, но при этом ей удавалось перенести на холст и бумагу изображение в уникальном декоративном стиле, своеобразной народной манере. Среди авторов, творивших в стиле «наивного искусства», она была признанным мастером цветочного натюрморта, который поражал зрителя яркой колористкой, смелостью сочетания красок, переплетением ветвей, зелени и соцветий. Верна себе она оставалась и при написании сюжетных композиций, одной из которых является картина «Памяти Лунина».

Перед зрителем предстаёт несколько «сказочное» изображение, отличающиеся яркими контрастами цветов и переливами всех оттенков зеленого. Они лишь больше подчёркивают сдержанную серую холодность монумента на могиле Лунина. Однако автор не старалась воспроизвести на полотне его с фотографической точностью – скорее она желала передать те трудности заключения, что ждали декабриста в Акатуйской тюрьме, где существовал особо строгий режим содержания. Сюда Михаил Сергеевич был отправлен после ареста в 1841 году, связанного с публикацией его писем и других произведений. Здесь он и встретил свою смерть четыре года спустя.