Шутка, ставшая символом искусства ХХ века

В 1917 году на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке должна была быть выставлена работа под названием «Фонтан». Однако, в конечном счёте, в экспозицию она не попала. Дело в том, что представляла она обычный писсуар, только повернутый на 90 градусов, на котором значилась надпись «R. Mutt 1917», т.е. дословно «Р. Дурак, 1917». Автором этого произведения был французский художник Марсель Дюшан.

Тем не менее, изображение «Фонтана» попало на страницы журнала «The Blind Man» и сразу вызвало ожесточенные споры относительно того, можно ли его назвать предметом искусства. Американская художница и журналистка Беатрис Вуд писала: «Не имеет значения сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет. Он ВЫБРАЛ именно его. Он взял непримечательный предмет обихода и расположил композиционно так, что с новым названием и под новым углом зрения пропало его старое утилитарное назначение, сформировав тем самым новое понимание объекта».

Дюшан стал одним из основоположников такого течения как «реди-мейд» (ready made), которое основано на переносе обычных предметов в художественное пространство, придание им иного (не утилитарного) свойства. Фактически автор не только дал активное развитие идеям и самой философии дадаизма, но и предвосхитил всё концептуальное искусство, которое, в первую очередь, сосредоточено на исследовании заложенных в произведении идей и философском прочтении действительности. Самое интересное, что свой творческий эксперимент Дюшан искусство не считал – это была своеобразная насмешка над авангардом. «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством», – напишет он впоследствии.

Сам оригинал, скорее всего, очень быстро оказался на свалке. Тем не менее, спустя почти 100 лет после первого показа британскими специалистами в области искусства он был признан главным произведением XX века. «Это новшество возвестило новый этап истории искусства, когда всё – от чистого холста до банок с фасолью, штабелей кирпичей, заспиртованных акул и неубранных кроватей стало рассматриваться как потенциальное искусство», – отмечал Десмонд Моррис, директор Института современного искусства в Лондоне.

Если вас также привлекает современное искусство, и вы не боитесь творческих экспериментов, то не пропустите выставку «Мост через реальность VIII. Бесконечность», которая будет проходить в стенах МВЦ в ноябре этого года. Если же вы пожелаете принять в ней участие как автор, то все подробности вы можете найти на нашем сайте.